Россию хотят разделить на 14 макрорегионов, но Вологодской области всё никак не найдётся среди них места. Минэкономразвития предлагает разделить Россию на 14 экономических макрорегионов. Вологодская область, по проекту, должна войти в состав Северного макрорегиона вместе с Архангельской областью, Республикой Коми и Ненецким автономным округом. Предложение обсуждают в рамках проекта стратегии пространственного развития. Однако внятных объяснений, для чего это делается, официально никто не дал.
Ни стратегия в целом, ни проект деления страны на макрорегионы особенных восторгов у специалистов не вызывают. 28 августа в Общественной палате России прошли публичные слушания по стратегии пространственного развития. Председатель областной Общественной палаты Ольга Данилова на них выступила и резко раскритиковала документ, сразу попав в федеральную прессу. «Я действительно выступила против, как и представители других региональных общественных палат. Проект стратегии недоработан. Мы это обсуждали и на региональном уровне. Речь не идет о какой-то конкретной проблеме. Их много», — рассказала она «Премьеру».
Привет из прошлого
Комментируя проект макрорегионального экономического районирования, эксперты первым делом вспоминают советскую систему совнархозов. Строго говоря, их было две. Первая, «ленинская», почила в бозе в 1932 году при усилении централизованного управления индустриализацией. Вторая, «хрущёвская», была свёрнута в 1965 году после отстранения Никиты Хрущёва от власти. Главной идеей в обоих случаях было приближение управленцев к местному производству. На тот момент это отчасти было оправдано слабых развитием коммуникаций и автодорог, что мешали оперативному управлению.
Из этих же соображений во второй половине 1930-х началось разукрупнение регионов, в ходе которого, в частности, в 1937 году была образована Вологодская область. В 1957 году к идее децентрализации вернулись вновь, создав 70 территориальных советов народного хозяйства. Уже в 1960-м их начали укрупнять. Ещё через пять лет страна вернулась к централизованному управлению экономикой.
К «хрущёвской» системе совнархозов скептически относятся даже в КПРФ. Депутат Законодательного Собрания области от этой партии, доктор экономических наук Михаил Селин убеждён, что система совнархозов провалилась: «Вышло так, что была разорвана цепочка отраслевой системы управления экономикой. Если бы та реформа была доведена до конца, плановая система лопнула бы на двадцать пять лет раньше, чем в итоге распался Советский Союз».
Зри в корень
Разные собеседники «Премьера» характеризуют идею создания макрорегионов по-разному. Одни называют её «административным зудом», то есть неосознанным желанием поменять систему управления. Другие считают, что это делается для регулирования экспортной деятельности, и верхней ступенью этой системы вполне может стать Российский экспортный центр.
Есть и другое мнение. По словам директора Института нового общества Василия Колташова, создание макрорегионов отражает стремление российского капитала осваивать пространство страны. Однако это отнюдь не означает реального экономического развития территорий: «Причина кроется в нестабильности цен на нефть, а также в том, что российский капитал и бюрократия получили серьёзные уроки. Они поняли, что нужно максимально эффективно работать на уровне регионов, помогая во многом работе крупных компаний. Но это отнюдь не означает аналогичной поддержки для малого и среднего бизнеса».
Василий Колташов отмечает тенденцию перехода российской экономики в новое качество. Если до последних лет её характеризовали неолиберальные тенденции, то теперь он видит признаки перехода к неомеркантилизму. Неолиберализм означает почти полный отказ государства от регулирования экономики за исключением установления принципов функционирования экономики.
Неомеркантилизм по существу означает политику по достижению высоких экономических показателей в политических целях. «Непонятно, в рамках какой стратегии это делается. Я как аналитик вижу, что появляются признаки нового меркантилизма. Но этот процесс идёт стихийно», — размышляет Колташов.
Михаил Селин тоже говорит и стихийности развития, хотя он и не усматривает неомеркантилистских тенденций: «Сейчас отраслевые связи разорваны, поэтому всё движется к региональным связям, процесс идёт сам собой, самотёком. В ситуации, когда государство фактически ушло из экономики, говорить об управлении процессом нельзя. Экономика должна регулироваться в плановом порядке: нужно находить точки роста и развивать их. Нужно стимулировать создание конечного продукта, а не сырьевую экономику».
Выстраивание связей
Депутат Государственной Думы Алексей Канаев из опрошенных «Премьером» экспертов оказался единственным сторонником предложенных изменений в экономическом районировании. По его мнению, идея о создании макрорегионов вполне здравая. «Какими должны быть границы, вопрос дискуссионный. Граница может проходить не только по границе области, регион может делиться на несколько частей, на две или три, в зависимости от расположения производств и транспортной доступности», — рассуждает он.
Разумеется, речь идёт не о перекраивании административных границ региона, а о выстраивании экономических взаимосвязей. Череповец всегда тяготел к Петербургу, Ленинградской, Тверской и Новгородской областям. Вологда намного ближе к Центральной России, а северо-восточные районы — к Архангельской области. Именно в этом и состоит главный вопрос, к какому экономическому району отнести Вологодчину.
«Череповец — это производитель металла и удобрений, он имеет плотные связи с горной добычей. Точки производства металла и точки добычи руды соединяются транспортными коридорами, — говорит Алексей Канаев. — Даже на этой логистической цепочке можно существенно поднять экономику. Вологодская область — это транзитёр газа. Можно смотреть с точки зрения создания межрегиональных туристических маршрутов. Почти по каждой отрасли можно выявить целый набор межрегиональных связей, поддерживая и развивая которые мы получим дополнительные возможности для роста экономики».
Владимир Пешков
Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>