9 января 1813 года у берегов Аляски потерпел крушение фрегат «Нева». Среди погибших оказался бывший прокурор Вологодской губернии, коллежский советник Тертий Борноволоков, который должен был сменить главного правителя Русской Америки Александра Баранова. Жестокие зимние шторма потрепали судно и вымотали команду, поставив точку в плавании в нескольких километрах от цели — порта Ново-Архангельск на берегу Ситхинского залива.
Наследник Ломоносова
В наше время трудно себе представить высокопоставленного человека, который всерьёз проявляет себя в самых разных областях знаний. В XVIII и начале XIX веков это было в порядке вещей. Самый яркий пример таких «многостаночников» — первый русский учёный мирового масштаба Михаил Ломоносов, чьи интересы простирались от химии и физики до филологии и живописи. Таким же человеком был и Тертий Степанович.
В 1764 году под Галичем, в имении костромского помещика Степана Борноволокова родился мальчик, которого назвали Терентием. Как было тогда принято, в 11 лет его записали на службу в Преображенский полк, а когда ему исполнился 21 год, в 1785 году, поступил на службу к ярославскому губернатору в должности адъютанта. К этому времени он сократил своё имя до Тертия — на римский манер.
Наконец, в 1799 году Тертий Борноволоков стал вологодским губернским прокурором, сменив на этом посту не кого иного, как отца поэта Константина Батюшкова — Николая Львовича. Основным исследователем судьбы Борноволокова стал почётный гражданин Вологды Исаак Подольный, собиравший материалы о нем более тридцати лет. А заинтересовался этой персоной неспроста. По своей основной профессии Исаак Абрамович был химиком и, изучая в 1984 году свежевыпущенный справочник по биографиям своих коллег, обнаружил среди более чем тысячи имён совсем незнакомую запись: Тертий Степанович Борноволоков.
Учитывая, что тот был отрекомендован в качестве вологжанина, Исаак Абрамович отправился в областной архив и с удивлением обнаружил, что учёный-химик оказался губернским прокурором! В отличие от своего предшественника Николая Батюшкова, Тертий Степанович оставил о себе добрую славу — и даже, по оценке Исаака Подольного, блестящую.
«Очень редко в постановлениях губернского суда фигурировала его личная роспись: ни в делах о взыскании недоимок, ни о делёжке земли. Зато в деле о наказании помещицы Изысковой за притеснение крестьянина Иванова, в деле против вологодских купцов, подмешивавших в соль песок, в деле о представлении вологодскому губернатору в связи с жалобами о том, что медленно рассматриваются дела, — рассматривать дела немедленно, вне очереди», — рассказывал Исаак Абрамович корреспонденту «Премьера» незадолго до своей смерти.
Самым же значительным делом Борноволокова за годы работы в должности стало исследование полезных ископаемых северо-востока Вологодской губернии. В частности, он подробно изучил залежи каменного угля в современной Республике Коми. Кроме этого, Тертий Степанович искал следы метеорита, упавшего в 1290 году под Великим Устюгом, хотя и не столь успешно. Не удалось этого сделать и его последователям.
«Материалы своих изысканий он посылал в Академию наук, и там его рекомендовали в члены-корреспонденты, — рассказывал Исаак Подольный. — В итоге в 1808 году император его отозвал в Петербург и послал исследовать Русский Север. В 1811 году государь получил из Русской Америки письмо от Александра Баранова с просьбой прислать помощника, который бы затем занял его место. Выбор пал на Борноволокова, и тот отправился в путешествие через всю Россию».
Роковое путешествие
В 1799 году для освоения Аляски, к тому моменту уже ставшей российской колонией, была создана Русско-американская компания. Первую скрипку в ней играли наследники купца Григория Шелихова. Председателем совета директоров стал купец первой гильдии из Великого Устюга Михаил Булдаков.
Первым управляющим РАК был уроженец Каргополя Александр Баранов. Он неоднократно обращался в Петербург с просьбой прислать ему сменщика. Известно, что в 1810 году на замену Баранову отправляли коллежского асессора Коха, но тот умер в пути на Аляску, даже не отплыв из материковой России.
Вторым кандидатом стал Тертий Борноволоков. В своё последнее путешествие он выехал из Петербурга в самом начале 1812 года, ещё до нападения на Россию наполеоновской армии. В августе он прибыл в Охотск, главный тихоокеанский порт России того времени. Там к отплытию в Русскую Америку готовился фрегат «Нева» под командованием штурмана Даниила Калинина, считавшегося одним из опытнейших навигаторов империи. «Пребывание мое в Охотске и мысль, что скоро буду в Америке, изгладили из памяти моей дорогу, на которой я чуть-чуть не простился с жизнью», — говорилось в одном из последних писем Борноволокова.
«Нева» отплыла из Охотска 25 августа 1812 года, накануне Бородинской битвы. 8 октября фрегат достиг острова Атха (современное название — Атту), самого западного острова Алеутского архипелага, который находится вдвое ближе к Камчатке, чем к Аляске. 25 октября фрегат миновал остров Чирикова, оставив позади почти 6 тысяч километров пути. До порта назначения оставалось всего 300 километров.
Сперва начался штиль, и судно практически прекратило движение. Затем ветром серьёзно повредило мачты и паруса. 9 ноября «Нева» зашла на ремонт в одну из бухт на безлюдном берегу Аляски. К 9 января 1813 года фрегат, несмотря на шторма и сильный восточный ветер, преодолел большую часть остававшегося пути, однако менее чем в сотне километров от цели своего плавания попал в свою последнюю переделку. К этому моменту Даниил Калинин был полностью уверен, что в считаные часы судно достигнет своей цели, о чём не преминул объявить экипажу и пассажирам.
Судя по описанию кораблекрушения, команда по какой-то причине потеряла ориентиры и вместо того, чтобы зайти в пролив мимо мыса Трубицына (ныне — Trubutsin point), уткнулась в мель. «Вдруг в исходе пятого часа (утра. — Прим. ред.) закричали: берег под носом! Г. (господин. — Прим. ред.) Калинин велел кинуть якорь; но что ж случилось? Канат был не застопорен, и один только раз обведён вокруг брамшпиля; по сему и начало высучивать его с ужасное скоростию», — говорится в описании кораблекрушения, напечатанном несколько лет спустя в книге «Описание несчастного кораблекрушения фрегата Российско-Американской компании «Невы».
Чтобы спасти фрегат, Калинин приказал его развернуть. При выполнении этого маневра «Нева» ударилась о камни, из-за чего у неё «руль вышибло». Затем судно «село» на подводные камни. К этому моменту уже рассвело. В попытке спасти находящихся на борту людей Калинин приказал рубить мачты. Следующим действием было изготовление плота, который затем рассыпался под ударами волн. Спасательная шлюпка при спуске на воду перевернулась, погубив находившихся в ней пассажиров.
Тертий Борноволоков оставался на борту почти до последнего. В какой-то момент он вместе с гардемарином Михаилом Терпигоревым попытался добраться до берега, уцепившись за мачту. «Последний сказывал мне, что дважды поднимал он Тертия Степановича, умоляя его держаться крепче; но он вдруг посинел, и свалился опять в воду. С сего момента не помнит ничего г. Терпигорев до тех пор, пока он не пришёл в чувство на берегу», — говорится далее в книге.
В кораблекрушении выжило лишь 23 человека. На берегу они обнаружили множество тел, в том числе останки Борноволокова и Калинина, которых здесь же и похоронили.
Лишь благодаря случаю гонец с места катастрофы сумел добраться до Александра Баранова, который организовал спасательную экспедицию.
Знакомые всё лица!
Но кто же сохранил сведения о происшествии у берегов Аляски до наших дней? На розыски Исаак Подольный потратил много лет. Первоначально в одной из библиотек Петербурга ему удалось разыскать экземпляр книги «Описание несчастного кораблекрушения фрегата Российско-Американской компании «Невы» без первых страниц, по которым можно было бы установить авторство. Буквально несколько лет назад великолепно сохранившаяся книга нашлась в фондах Великоустюгского музея-заповедника.
«Эта книга изначально находилась в библиотеке купца Михаила Матвеевича Булдакова. После того, как его имение выкупил купец Илья Яковлевич Грибанов, книга перекочевала в его коллекцию. В 1923 году, когда его имущество было национализировано, библиотеку передали к нам в музей. Именно так книга оказалась у нас», — рассказали «Премьеру» сотрудники музея. Выходит, что книга сохранилась благодаря лично Михаилу Булдакову, возглавлявшему Русско-американскую компанию и отправившему Борноволокова в путешествие! Кстати, на книге сохранился автограф Михаила Матвеевича. Даже Илья Грибанов — это выдающаяся историческая личность. Он известен как создатель Северо-двинского пароходства и Красавинской льнопрядильной фабрики.
Владимир Пешков
Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>