Через 100 лет после приезда дипломатического корпуса в Вологду одна из бывших посольских резиденций занята ФСИН, а вторую хотят продать с молотка. 28 февраля 1918 года американское посольство во главе с послом Дэвидом Фрэнсисом прибыло в Вологду из Петрограда.
Первую неделю дипломаты прожили в железнодорожном вагоне, а затем городские власти его разместили в особняке Пузан-Пузыревского (ныне — Герцена, 35). Прибывшее затем британское посольство заняло дом Благово-Дружинина (современный адрес — Мальцева, 16).
Судьба этих зданий сложилась по-разному. Впрочем, резиденций остальных дипломатических миссий вовсе не сохранилось. Дипломаты покинули Петроград после начала наступления германской армии на восточном фронте, в результате которого российская столица того времени оказалась под угрозой оккупации.
Разные судьбы
Оба здания сейчас находятся в федеральной собственности. Дом №35 по улице Герцена пустует с 2012 года, когда его покинул частный Музей дипломатического корпуса. В 2015 году здание передано по договору хранения ФГУП «Информационные технологии», а в 2017-м включено в план приватизации. «В настоящее время вышеуказанный объект культурного наследия отключён от системы центрального отопления и законсервирован», — сообщили «Премьеру» в областном управлении Росимущества.
Особняк тайного советника Павла Пузан-Пузыревского был построен в первой трети XIX века. Сам советник прожил 80 лет, умер в 1878 году и был похоронен на кладбище Свято-Духова монастыря. Там же покоилась и его супруга Екатерина Григорьевна, пережившая Павла Дмитриевича на полтора десятка лет. Сейчас дом является объектом культурного наследия федерального значения.
У бывшей резиденции британского посольства — более счастливая судьба: с 2014 года там находится федеральное казённое учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области». Если быть точнее, там базируются подразделения инспекции, в ведении которых находятся Вологда и Вологодский район. Затраты на текущее содержание здания в 2017 году составили 193 тысячи рублей.
«Здание находится в работоспособном состоянии, капитальный ремонт осуществлялся в период с 2015 по 2017 гг. Проведены следующие работы: капитальный ремонт системы отопления, а также замена сантехники, установка подвесных потолков, облицовка стен гипсокартоном, устройство полов из линолеума, окраска стен и лестницы, замена электрической проводки, светильников и прочего электрооборудования, ремонт входной группы», — говорится в ответе областного управления ФСИН на запрос «Премьера». Стоимость работ составила 950 тысяч рублей.
Дом Благово-Дружинина был построен в середине XIX века. В отличие от Павла Пузыревского, его первым хозяином был отнюдь не дворянин, а купец Николай Дружинин. Его прах покоится на Введенском кладбище, которое сохранилось до наших дней. Вместе с другими домами на этом перекрёстке он образует ромбовидную площадь.
Загадка истории
Казалось бы, пребывание дипломатического корпуса в Вологде изучено до такой степени, что в этой теме не осталось никаких загадок. Однако до сих пор не столь подробно, как хотелось бы, были освещены нюансы пребывания представителей отдельных дипмиссий. К примеру, в списке представительств указана шведско-датская миссия, которую возглавлял некто Недемайер. В своих воспоминаниях Дэвид Фрэнсис его не упоминает.
Сотрудник шведского МИДа Пер Энеруд, исследующий историю пребывания дипломатов своей страны в России 1917-1918 годов, никаких сведений на этот счёт не имеет. По его предположению, в Вологде могли оказаться представители шведского посольства, ролью которых могла стать координация сотрудничества с основной частью дипломатического корпуса.
«Шведское диппредставительство оставалось в Петрограде, а в Вологду переехали только посольства и представительства стран Антанты. Швеция, как и Дания, была нейтральной страной и не была противником Германии. Поэтому в эвакуации их дипломатов не было никакого смысла. Так как у Германии до апреля 1918 года не было представительства в России, Швеция отвечала за помощь и немецким гражданам — в первую очередь это касалось военнопленных», — отметил Пер Энеруд.
Кстати говоря, в то время система дипломатических представительств выглядела иначе, чем теперь. Существовало два основных дипломатических ранга: посол (глава миссии высшего ранга) и чрезвычайный посланник и полномочный министр (глава миссии второго ранга), которого в разных источниках именуют то посланником, то чрезвычайным посланником, то полномочным министром. В частности, в ранге послов в России 1918 года работали официальные представители США, Великобритании и Франции. Швецию и Данию представляли посланники. Третьим по значимости титулом главы дипмиссии были поверенные в делах, которые, в частности, возглавляли бразильскую и сербскую миссии, также перебравшиеся в Вологду.
К слову, первым советским послом в Швеции в декабре 1917 года был назначен Вацлав Воровский. Вологжанам он известен по улице, названной в его честь, а также по деревянному двухэтажному дому на углу улиц Кирова и Мальцева, в котором он однажды квартировал, будучи в ссылке в нашем городе. Поначалу он работал дипломатом фактически на общественных началах, а свои депеши пересылал советскому правительству обычными телеграммами. Официальным послом тем временем оставался назначенный временным правительством Константин Гулькевич. 10 мая 1923 года Воровский был убит во время Лозаннской конференции, на которой обсуждалось будущее Турции после распада Османской империи.
Владимир Пешков
Материал впервые был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>