Статьи

Пустые места

11% населения потеряла Вологодчина за последние 60 лет. В народе не один десяток лет говорят об опустевших деревнях. Целые районы рискуют прекратить существование из-за нехватки жителей и налоговых поступлений. Однако население в разных частях Вологодской области уменьшилось по-разному. В районах, начиная с первой послевоенной переписи 1959 года, жителей стало меньше в 2,5 раза. В Вологодском районе, как сообщал «Премьер» в материале «Великое переселение», людей, напротив, прибывает.

До последнего жителя

Есть местности, где сокращение в 2,5 раза покажется сказочной стабильностью. К примеру, в известной ещё по истории XV века Чарондской округе осталось всего несколько десятков человек. Чаронда, бывшая некогда городом, в 2015 году лишилась последнего жителя. Перед войной эта территория входила в состав Чарозерского района, по переписи 1939 года в нём жило 13,5 тысячи человек. Сейчас это Чарозерское сельское поселение, в котором по состоянию на 2017 год жило 619 человек.

Другой пример — бывший Рослятинский район, в котором в 1939 году переписчики обнаружили 22 тысячи жителей. Затем эта территория вошла в состав Бабушкинского района, и сейчас на её месте создано три сельских поселения — Березниковское, Подболотное и Рослятинское. В них в прошлом году числилось 3,8 тысячи жителей. Традиционно Бабушкинский район вспоминают, когда говорят об абсолютном упадке сельского хозяйства и развитии «теневой» лесной отрасли. Такое сокращение числа жителей хорошо иллюстрирует упадок экономики.

Движение в центр

В отличие от целого ряда других регионов, на Вологодчине численность населения довольно стабильна. По переписи 1939 года в области жило 1,6 млн человек. Война и послевоенный голод наложили свой отпечаток: к переписи 1959 года регион потерял 300 тысяч жителей. Гораздо хуже ситуация, к примеру, в Архангельской области, которая после распада СССР потеряла четверть населения. Отток из Коми за тот же период равен трети населения, из Карелии — 20%, из Мурманской области — 36%. Сейчас в Вологодской области больше двух тысяч населённых пунктов, в которых осталось менее 5 жителей.

Данные по изменению числа жителей говорят не столько об оттоке людей из Вологодской области, сколько об урбанизации. Сейчас в Вологде, Череповце, Вологодском, Грязовецком, Шекснинском и Череповецком районах живёт ровно две трети населения всей области. В 1959 году на этой же территории жила лишь треть вологжан. В свою очередь, стремительно опустели северо-западные районы, потерявшие за тот же период 60% населения. На юго-западе и в трёх самых восточных районах области отток был меньше, составив примерно половину послевоенного населения.

У резкого оттока населения с сельской местности в последние десятилетия есть целый ряд причин. Во-первых, это аграрное перенаселение начала прошлого века. Вторая причина — это политика большевиков, приведшая к переформатированию хозяйственных отношений. Но главным фактором стало целенаправленное изъятие населения для работы на заводах и всесоюзных стройках.

Опустевшие колхозы

«1920-е годы — это период дробления крестьянских хозяйств и сокращение в 2-3 раза площади земельных наделов. Этого стало недостаточно, чтобы прокормить семьи. В 1930-е годы с завершением коллективизации фактически вся произведенная колхозами продукция уходила на снабжение промышленности и населения городов. В колхозном хозяйстве не оставалось продуктов, тем более «живых» денег, чтобы обеспечить заработанные колхозниками трудодни. Трудодень как натуральная форма учета труда в большинстве колхозов являлся формальным признаком трудовой активности колхозников. Чтобы выжить, крестьянам можно было надеяться не на общественный (колхозный) сектор, а на личное подсобное хозяйство, которое, кстати, также облагалось непомерными налогами», — объясняет декан исторического факультета ВоГУ Василий Саблин.

В 1974 году ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли совместное постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР», в которую входит и Вологодская область. «В 1970-е годы в деревню пошли государственные инвестиции, но даже они не смогли изменить ситуацию с оттоком населения, которая приняла необратимый характер, — резюмирует Василий Анатольевич. — К этому времени уже состоялось отчуждение работника от земли, а народ перестал чувствовать ответственность за общее колхозное имущество».

Сейчас в Вологодской области больше двух тысяч населённых пунктов, в которых осталось менее 5 жителей. В ближайшие 10-15 лет они рискуют опустеть полностью и, как следствие, могут исчезнуть с карты области.

Владимир Пешков

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>