Целый месяц, с середины августа до середины сентября, я провёл в Европе. Причём, из этого месяца две недели я провёл в Швеции — первую и последнюю.
Кальмар
Это один из важнейших городов в шведской истории, причём его слава касается того периода, когда Швеция уже была важным игроком на международной арене. Именно здесь в 1397 была заключён договор о конфедерации между Швецией, Данией и Норвегией, Кальмарская уния, призванная быть противовесом экспансии немцев. В 1536 году её сменила Датско-норвежская уния, а Швеция стала отдельным государством.
Центр города и часть близлежащих районов находятся на островах или на сильно изрезанной заливами территории. В порту стоят и военные корабли, и яхты:
Основная масса домов в городе выглядит так:
А вообще, дома есть всякие — и из стекла и бетона, и чуть ли не из штакетника, и вполне добротные по любым меркам и годные на открытку. Короче, всякие.
А вот заборы. Вообще говоря, встречаются на любой вкус и цвет, не говоря о высоте. Есть и привычные для России двухметровые из нестроганых досок (правда, я так видел то ли два, три. Но чаще заборы носят символический характер и доходят едва ли до колена. Это и самые обычные палисады, и живые изгороди, и что-то более причудливое — у кого на что хватает фантазии и денег.
Есть совершенно потрясающие места:
Ещё скажите, что не зачаровывает:
Главная достопримечательность Кальмара — это замок.
Бастион (на фото выше виден за мостом):
А это въезды в разные дворы. Через правый — во внутренний двор, через левый — в боковой.
Внутренний двор выглядит как центральная площадь города. Только там совсем нет людей.
А вот эти ребята реально везде, но крайне пугливы и не хотят фотографироваться.
Остров Эланд
Есть в Швеции остров Эланд. Замечателен он тем, что на нём совсем-совсем нет промышленности, очень мало людей и при этом куча всякого интересного.
Есть, к примеру, замечательное место под названием Stora Rör. То ли деревня, то ли гавань при жилых домах:
В этом селе есть настоящая шведская деревенская булочная:
А ещё там творчески используют поддоны. Привет Вологде — там тоже недавно решили их не выкидывать зря.
А ещё там поблизости есть самый настоящий средневековый замок Боргхольм. Это второй замок после кальмарского, где мне удалось побывать:
200 лет назад замок сгорел и его решили не восстанавливать.
Сейчас из него сделали музей под открытым небом. Чуток укрепили только.
А вот так он выглядит издали:
Поблизости от замка есть самая настоящая резиденция короля Швеции. Вот вензель Карла XVI на воротах:
Хотя вход в часть резиденции и открыт всем желающим, по газонам ходить строжайше запрещено:
Вокруг огромный парк с королевскими слизнями, деревьями и статуями. Вот так выглядит сам дворец:
В самом центре острова расположено древнее городище довикинговой эпохи. Кто и зачем его построил, никто точно не знает. Внешне — просто груда камней. Но некая система в ним есть, если приглядеться.
Ещё на острове целая куча мельниц. Леркака — ещё один музей под открытым небом. Собирать деревянные постройки в одном месте — идея не новая. И не самая плохая, надо сказать.
Поля от моря до моря хоть сразу на открытках печатай:
Вот оно Балтийское море с той стороны:
Оно всё равно море, хотя побережье и очень мелкое — под пирсом буквально по колено.
Стокгольм
Из Кальмара я уехал путешествовать по другим странам Европы и ровно через две недели вернулся в Швецию — в Стокгольм. Город оставляет самые противоречивые впечатления. С одной стороны, это не южный город и ожидать от него чего-то подобного Риму или Праге бессмысленно. К тому же, «квадратно-гнездовая» планировка не добавляет шарма. Первый вечер был хмурым, даже шёл дождь.
В отдельных местах старого города, впрочем, не так уж и грустно.
Дома встречаются относительно затейливые и даже в хмурую погоду довольно весёлые
На следующий день распогодилось. Даже вода заиграла особыми красками:
При том всём, большая часть города выглядиит вот так:
Встречаются совсем контрастные места:
В старом городе встречаются вот такие фонтанчики — причём, я подозреваю, что это вполне естественные родники, которые бьют из скал, на которых зиждется весь город:
В городе есть «узкое горло», где в одном месте сконцертрировано довольно много путей — и автомобильных, и железнодорожных. Оно находится в южной части старого города. Там сразу четыре моста на минимальной площади — два для машин и два для поездов.
Вот в остров, на который ведут эти магистрали, влюбляешься абсолютно. Скалы создаются на нём столь причудливые перепады высот, что равнодушным не остаётся никто.
Эребру
А дальше был Эребру, где мы, журналисты, наблюдали выборы в Риксдаг. Но кроме выборов было ещё кое-что.
По возрасту Эребру чуть моложе Вологды — первое упоминание относится к 1161 году. Сейчас в городе чуть больше ста тысяч жителей.
Вот городской замок. В Кальмаре в замке находится музей, а здесь — самый обычный жилой дом. Только живут в нём, видимо, отнюдь не самые обычные люди.
Центр застроен примерно такими домами:
Слева от собора — первая в городе школа. Это здание построено в 1808 году:
Вот одна из центральных улиц, застроенная уже более характерными для современности домами. Впрочем, для нынешней Вологды даже это роскошь. У нас больше любят не морочиться отделкой и сразу обшивают сайдингом.
Чуть подальше от центра начинаются вот такие дома. Концептуально от России мало чем отличается, но выглядит совершенно иначе.
Ещё дальше начинаются такие:
Есть довольно обширный частный сектор, из-за которого торчат многоэтажки. Кстати говоря, упомянутый ранее памятник Ронни Петерсону находится в жилом массиве на окране.
Принципиально Эребру от российских провинциальных городов не отличается. Только сделано всё аккуратнее и бережнее, заросших участков земли не видел — каждый сантиметр холят и лелеют.
Нежданно-негаданно я наткнулся в Эребру на Формулу-1. Сюрприз очень приятный. Разумеется, мимо пройти я не мог. Немаловажно, что я впервые в живую столкнулся с машинами Ф1, с пилотом Ф1, ну и вообще со всем, что с ней связано, за исключением символики.
Сразу две улицы города ещё с вечера были тотально перегорожены — на одной была устроена гоночная трасса, а на другой боксы и выезд на неё. Но с вечера всё было открыто и по огороженной территории ходили все желающие. Утром пройти можно было только по билету минимум в 200 крон. Один из входов оказался в двух кварталах от гостиницы.
Вот шатёр команды Caterham, за которую выступает местный уроженец Маркус Эрикссон.
Вот накрытая тентом машина местного героя:
В соседнем от гостиницы здании был установлен Jaguar R1, на котором Эдди Ирвайн выступал в 2000 году. Кстати, в том же здании потом была вечеринка участников Race Day.
У машины были два главных отличия от того, какой она была в 2000 году. Во-первых, покрышки Avon (в 2000 году команды использовали Bridgestone), не говоря о том, что тогда не было сликов:
Во-вторых, это двигатель Judd вместо аутентичного Cosworth:
Тем не менее, настоящий болид Ф1, с которым все желающие могли сфотографироваться и даже потрогать, хотя и не очень активно:
Нормальных фотографий с самим Эрикссоном сделать не удалось. Увидел я его почти что мельком. За неимением лучшего выкладываю то, что есть:
Вот в деле тот самый Jaguar выезжает на трассу:
А вот он же возвращается в боксы:
Вот на трассу выезжает Caterham с Эрикссоном за рулём:
После выезда болида механики поспешили к трассе с огнетушителем и прочими причиндалами — мало ли чего. Мало ли чего не случилось.
Вот герой едет обратно в конюшню:
Я занял более удобное стоячее место. Но для желающих за дополнительную плату были организованы трибуны. Но, по-моему, на них неудобно смотреть на гонку. На расстоянии пары метров всё ощущаешь гораздо острее, хотя обзор и не тот.
Вот одна из двух «шпилек». В ней, как ни печально, висели баннеры партии Moderaterna. Других партий на мероприятии представлено не было.
После шпильки машины проезжали этот тоннель:
А ещё в Эребру есть памятник другому местному герою — легенде 1970-х Ронии Петерсону. Это просто праздник какой-то!