Минсельхоз запланировал рост льняной промышленности в России.
Министерство сельского хозяйства ведёт инвентаризацию льноводческих и льноперерабатывающих предприятий страны. В дальнейшем отрасль ждёт увеличение господдержки и, как результат, рост объёмов производства. И для этого должна быть сформирована новая федеральная государственная программа.
Об этом «Премьеру» на минувшей неделе рассказал первый заместитель министра Джамбулат Хатуов во время визита в Вологодскую область: «Нас направил министр для того, чтобы разделить персональную ответственность с региональными властями, что мы и делаем. Рассчитываем, что в этом году мы программу утвердим».
Обратили внимание
Когда-то лён был одной из главных сельскохозяйственных культур России, во многом подтолкнувшим развитие северной аграрной экономики. С середины прошлого века посевные площади постепенно сокращались, но полный обвал произошёл после распада СССР. В сравнении даже с не самым удачным для отрасли 1990 годом сейчас льна сеют в семь раз меньше.
Исторический пик льняных посевов пришёлся на предвоенные годы: в 1940 году в РСФСР подо льном было 1,5 млн га — в 27 раз больше нынешних посевных площадей. В Вологодской области в 2017 году посеяли лишь 5 тыс. га. При этом только пара хозяйств заявляют о том, что готовы увеличить посевы до 11 тыс. га на двоих. С учётом возможностей остальных аграриев цифра может оказаться ещё больше.
Долгое время льняной отрасли не уделяли должного внимания, лишь год от года фиксируя спад. Но отношение поменялось, когда государство объявило ориентацию на экспорт. «Сегодня очень многие подотрасли АПК достигли уровня самообеспечения, — объясняет Джамбулат Хатуов. — У нас есть серьёзные достижения в производстве зерновых, мы делаем первые шаги по экспорту российской свинины, мы достигли самообеспечения по птице, по сахару. Мы закрыли внутренний рынок и почти по всем подотраслям стали экспорто ориентированными. И мы самым серьёзным образом подошли к вопросу развития льноводства в России».
В российском правительстве создана рабочая группа по развитию льняной отрасли, которую возглавляет Джамбулат Хатуов наравне с коллегой из Минпромторга Виктором Евтуховым. Сейчас Минсельхоз проводит инвентаризацию действующих льноводческих и льноперерабатывающих активов. Именно для этого Джамбулат Хизирович и прибыл в начале января на Вологодчину, которая стала пятым регионом, где побывала комиссия. «Соответственно, вместе с региональными властями будут готовиться региональные и федеральные программы мер господдержки, которые позволят нам в каждом сегменте работы со льном добиться экономической эффективности», — отметил первый заместитель министра.
По информации «Премьера», Хатуов за два дня работы в нашем регионе посетил четыре предприятия льнопереработки — СПК «Пригородный плюс» (Устюженский район), ЗАО «Шексна» и ООО «АПК «Вологодчина» (оба — Шекснинский район), а также крестьянское хозяйство «Подворье» (Вологодский район). Кроме этого, в программе визита значились ОАО «Вологодский текстиль» (Вологда) и АО «Учебно-опытный молочный завод» ВГМХА им. Верещагина».
Здесь быть «Ростеху»?
Войдёт ли госкорпорация «Ростех» в число собственников агропромышленной корпорации «Вологодчина», которая занимается глубокой переработкой льна?
Сегодня это одна из главных интриг наступившего года. Окончательное решение еще не принято, на данный момент идет процесс переговоров. «Мы давно работаем в партнёрстве с нашими коллегами по продукции льнопереработки и рассматриваем, в том числе, возможность вхождения «Ростеха» в капитал данного предприятия», — подтвердил директор по стратегическим программам и инновациям «РТ-Химкомпозит» (входит в госкорпорацию «Ростех») Константин Диесперов.
Даже если вдруг «что-то пойдёт не так», «Ростех» планирует как минимум стратегическое сотрудничество с вологжанами. «Программа-минимум — это использование наших совместных разработок при формировании государственного оборонного заказа, и предприятие тогда будет напрямую поставлять продукцию. Но я буду аккуратен в оценках: испытания ведутся, закончатся только в конце января. Надеюсь, что мы выполним и программу-максимум», — объяснил Константин Владимирович.
Интерес к льноводству не только экономический. Джамбулат Хатуов считает, что в случае, если цели будут достигнуты, это возродит и северо-западные регионы в целом. «Восстановление нечерноземной зоны зависит от восстановления объёмов производства льна, восстановления животноводства и производства «борщевого набора» овощей», — подчеркнул первый заместитель министра сельского хозяйства России.
Круг проблем
Трудности отрасли традиционно упираются в устаревшее оборудование, что в итоге ведёт к неэффективности переработки и производства. Эксперты уверены, что нужно менять подходы на всех уровнях производства, начиная с ориентации на экспорт.
«Нужно поменять взгляд на сбыт: сначала нужно закрывать экспортное направление и только потом внутренний рынок, а не наоборот, — убежден директор по стратегическому планированию и развитию агропромышленной корпорации «Вологодчина» Данил Егоров. — Нашу продукцию готовы покупать в Европе, у нас уже есть опыт стабильных поставок в торговые сети ЕС. У переработки льна очень хорошие перспективы, но им надо планомерно заниматься. Весь процесс производства должен быть экономически эффективным, нужно добиться эффективности в первичной переработке льна, нужно увеличивать мощности переработки. Но каждый должен заниматься своим делом: одни должны сеять, а другие — заниматься переработкой».
С другой стороны, остаётся нерешённым в системном смысле вопрос платежей. Никто не готов гарантировать как оплаты по чёткому графику, так и стабильного спроса на сырьё. Председатель Вологодского отделения Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Александр Мызин ранее уже говорил «Премьеру», что производители в основном работают на склад, неся издержки на хранение, и продавая лён в течение года.
«Цена упала сейчас до 28 рублей за килограмм, но я надеюсь, что лён будет более востребованным. Сегодня же приходится продавать лён на оптовые базы как строительный материал. Но нам нужно развиваться, модернизироваться, необходимо решать вопрос с землёй», — отметил вологодский фермер на встрече с Джамбулатом Хатуовым.
Еще одна проблема, которую также предстоит решить, — это исследования в сфере переработки льна, на которые у производителей попросту не хватает ресурсов. Даже АПК «Вологодчина» и в сегодняшнем дне руководствуется наработками Советского Союза. «Сейчас нам удалось запустить исследовательские проекты, потому что мы начали работать с ГК «Ростех», вузами, частными инвесторами которые заказывают у нас опытные партии того или иного продукта, — поделился опытом Данил Егоров. — Но проблема в том, что на исследования необходимо существенное стабильное финансирование, которое не удаётся получить ни у банков, ни у государства».
Владимир Пешков
Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>