Статьи

РАЗДЕЛьный сбор

Бюджет области-2021 принимали без острой критики, но с неполным пониманием насчёт расходных статей

Одни и те же направления расходов при подсчётах в рамках разных приложений к бюджету могут одновременно сокращаться и расти. Этот парадокс стал одним из предметов спора между депутатами ЗСО и правительством области. Впрочем, все остались при своём, договорившись попытаться разобраться в существующих проблемах в течение наступившего года. Судя по выступлениям парламентариев, сложнее всего ситуация с финансированием агропромышленного комплекса и здравоохранения.

Ресурс для сокращения

Из-за пандемии коронавируса обсуждение бюджета оказалось несколько изменённым. Заместитель губернатора и главный финансист региона Валентина Артамонова слегла с COVID-19 22 октября, а до 1 ноября в ЗСО нужно было вносить готовый проект. Поэтому пришлось обойтись без традиционной церемонии, на которой Артамонова с председателем ЗСО Андреем Луценко говорят друг другу напутственные слова.

В процессе обсуждения проекта бюджета в КПРФ попытались поднять вопрос об отмене ряда налоговых льгот для «Северстали» и «ФосАгро». 

«Мы подсчитали, что из-за протекционистской налоговой политики областной бюджет в течение трёх ближайших лет не досчитается восьми миллиардов рублей», – заявил глава фракции КПРФ Александр Морозов. Депутаты от «Единой России» ответили, что налоговая политика в отношении промышленных гигантов правильная и менять её не следует. К тому же, по словам председателя Комитета по государственно-правовой деятельности Ларисы Кожевиной, с отменой льгот есть и технические нюансы: «По закону области льготы могут быть отменены, начиная с начала нового налогового периода, и применяться к действующим инвесторам могут только по истечении трёх лет со дня их отмены».

Публичные слушания были отмечены спором между депутатами и Валентиной Артамоновой о том, что важнее – сбалансировать бюджет (то есть сократить расходы до уровня доходов) или продолжить линию затрат предыдущего года. Затем начались споры вокруг финансирования сельского хозяйства и здравоохранения, которые, по мнению депутатов, явно обижены вниманием. Если за год до этого председатель Комитета по АПК Владимир Буланов говорил, что у него вопросов по профилю его комитета нет, то теперь он заметил, что ассигнований на отрасль явно не хватает.

Единственное, что успокоило дебатирующих, это принятие двух протокольных записей, которые рекомендуют в течение года вернуться к вопросу финансирования этих двух направлений. Как объяснил «Премье­ру» Владимир Буланов, речь идёт о том, что на 2021 год заложено меньше денег на субсидирование животноводам-молочникам. Во-вторых, с резким ослаблением курса рубля сильно подорожали техника и запчасти к ней: «Компенсацию на технику выдают в размере 50 % от стоимости, но не более 2,5 миллиона рублей. Однако современная техника, к примеру, доильные роботы, комбайны, почвообрабатывающая техника, как правило, импортная. Погодные условия не позволяют нам раскачиваться, урожай нужно убирать без потерь. Мы настроены на конструктивное взаимодействие в течение этого года».

Ещё один нерешённый до конца вопрос — это инициатива единороссов асфальтировать центральные улицы сельских населённых пунктов. 

«В межбюджетных трансфертах эти расходы не учтены», – констатировал перед окончательным голосованием председатель Комитета по местному самоуправлению Александр Гордеев. Валентина Артамонова ответила ему уклончиво, заявив, что вопрос о финансировании будут поднимать после конкретизации, «какие конкретно улицы, каких конкретно административных центров ремонтировать в первую очередь».

Внутренняя кухня

Со здравоохранением и вовсе сложилась парадоксальная ситуация. Если в рамках госпрограммы финансирование увеличивается на 400 миллионов рублей, то в соответствующем разделе бюджета  — сокращается на миллиард. Чтобы понять, почему возник такой парадокс, нужно хотя бы бегло сравнить разделы бюджетных расходов с соответствующими государственными программами. На здравоохранение по разделу расходов на 2021 год выделено 7,9 миллиарда, а по госпрограмме — 14,3 миллиарда. 

Разница в том, что госпрограммы распыляют по разделам, и наоборот. Допустим, в состав государственной программы входят также 5,9 миллиарда рублей, которые область перечисляет в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования. В рамках структуры разделов, куда обычно смотрят в первую очередь, эта сумма учтена в составе расходов на социальную политику. В то же время в раздел «Здравоохранение» частично входят затраты на гос­программы «Комплексное развитие сельских территорий» и «Социальная поддержка граждан». В состав госпрограмм входят затраты на содержание аппарата чиновников отраслевых департаментов. Если смотреть по структуре разделов, то их группируют как «Общегосударственные вопросы».

Напротив, госпрограмма развития АПК по общим параметрам столь ра­зительно не отличается от подраздела расходной статьи «Национальная экономика». В то же время и единоросс Владимир Буланов, и руководитель фракции «Справедливой России» Виктор Леухин поставили вопрос о том, чтобы на сельское хозяйство выделили больше денег, чем это сейчас зафиксировано в бюджете. 

«Мы рассмотрели предложение, высказанное комитетом, по увеличению этой программы и просим вернуться к вопросам поддержки сельского хозяйства в процессе рассмотрения бюджета, — заявила в ответ последнему на ноябрьский сессии Валентина Артамонова. — Те предложения, которые позвучали, потребуют выделения финансовых ресурсов только в третьем квартале 2021 года. То есть мы сможем обеспечить все мероприятия, которые включены в данную программу в течение первого полугодия и безболезненно финансировать сельское хозяйство».

Любопытно, что основная причина сокращения ассигнований на госпрограмму развития АПК — это выделение из её состава отдельной госпрограммы комплексного развития сельских территорий. План затрат на неё немного сократился — до 419 миллионов. Почти целиком это и есть  сумма сокращения затрат на АПК. На поддержку животноводства и растениеводства планируется выделить чуть больше денег, чем год назад. Владимир Буланов напоминает, что хотя формально сельское хозяйство пострадало не так сильно, как другие отрасли, фактически по нему существующие проблемы тоже сильно бьют. Удержать розничные цены возможно, в том числе за счёт отгрузочных цен производителей, что создаст дополнительных убытки для сельхозников.

Но появилась новая статья затрат – строительство нового здания ветеринарной станции в Великом Устюге. «Вопрос о её строительстве не решался в течение десяти лет, и наконец-то правительство области прислушалось к чаянию устюжан, — рассказал «Премьеру» депутат ЗСО от ЛДПР Владимир Селяков. — Старое здание, как и здание ветлаборатории, морально устарело, и вопроса об их ремонте не стоит. Строительство новой ветстанции позволит значительно расширить объём и спектр услуг. После переезда в новое здание ветстанция будет обслуживать весь восток области, а также ближайшие районы Архангельской и Кировской областей».

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер» >>