Бушующий в Китае коронавирус стал поводом для беспокойства за будущее экономики.
Глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что коронавирус является риском для экономики. Об этом же заявляют и в Счётной палате РФ.
В январе Китай резко уменьшил потребление нефти. На фоне эпидемии в Китае фактически парализовано движение транспорта, не работают многие предприятия, остановлен поток туристов. Между тем Китай — это вторая экономика мира, от состояния которой сильно зависят поставщики сырья и энергоресурсов.
Военное положение
Определённый удар по экономике Россия уже получила на фоне «торговых войн» между Китаем и США. 15 января текущего года Президент США Дональд Трамп и зампред госсовета КНР Лю Хэ подписали соглашение о поэтапном взаимном снижении торговых пошлин. К примеру, влияние торговых войн уже ощутил на себе лесопромышленный комплекс. Прогноз на 2019 год по отчислениям в бюджет находился на уровне 12 миллиардов рублей, но по уточнённому прогнозу (окончательные данные ещё не представлены) собрать удалось на миллиард меньше.
«2019 год был непростым для лесной отрасли, крупнейшие мировые потребители лесопродукции объявили о снижении цен на свою продукцию в среднем на 15%. Причиной этого стали масштабные экономические войны, в том числе начатая США торговая война с Китаем», — рассказали «Премьеру» в правительстве Вологодской области. Более половины продукции деревообрабатывающих предприятий региона уходит на экспорт в более чем 50 стран мира. Поэтому колебания на мировых лесных рынках незамедлительно отражаются на производителях Вологодской области.
«Цены на лесоматериалы (спотовые рынки) в Китае и по всему миру уже снижались с середины прошлого года, причиной чему послужили торговое противостояние США и Китая, а также значительный рост поставок леса из Европы, в основном в Китай», — говорит аналитик отдела глобальных исследований компании «Открытие Брокер» Оксана Лукичева. Но этом фоне влияние коронавируса оказалось не столько заметным.
Чёрная металлургия, которую на Вологодчине представляет «Северсталь», пока не отреагировала на изменения рынка. «Объем потребления стали в последнее время практически не изменился, участники рынка находятся в ожидании возобновления работы китайского рынка, — подчёркивает Оксана Лукичева. — По мнению большинства игроков, цены будут снижаться. Появилась первая информация о снижении цен в ЮВА: за последнюю неделю поставщики из РФ и Украины снизили цены предложения на заготовку на 15 долларов за тонну, до 430 долларов за тонну».
В годовом отчёте «Северстали» за 2019 год указано, что компания ожидает, что в 2020 году мировой рынок стали будет расти за счёт Европы и Индии, а от Китая металлурги ожидают общего замедления. При этом Китай обеспечивает 7,8% мирового рынка стали. Согласно прогнозу «Северстали», положительные факторы в 2020 году будут преобладать над отрицательными. Но прогноз был дан в самом начале года, когда масштаб эпидемии коронавируса ещё не был ясен до конца.
Новейшая история Китая показывает, что все спады его экономика преодолевает за считаные недели.
Не стоит преувеличивать?
С другой стороны, эксперты призывают не завышать опасность коронавируса. Депутат Государственной думы Сергей Каргинов указывает, что история с эпидемией в большей степени раздута в СМИ. «СМИ раздули шумиху из-за «китайского коронавируса», но при этом скрывают информацию о том, что от обычного гриппа по всей планете с начала года умерли более 8 тысяч человек. Проблему вирусных простудных заболеваний не нужно преувеличивать, но и недооценивать её не стоит. Профилактика невозможна без соответствующего отношения каждого человека к своему здоровью и к собственной жизни», — цитирует его слова пресс-служба ЛДПР.
Председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина обращает внимание, что эпидемия длится не так долго, чтобы можно было оценивать её влияние на экономику. «Всё будет зависеть и от продолжительности эпидемии. Но на сегодня оценка влияния как незначительного, будем оценивать эту ситуацию наряду с другими факторами неопределённости. Наша задача — чтобы финансовой макроэкономической системе была обеспечена стабильность, создание подушек безопасности повышает устойчивость системы в целом», — заявила она на пресс-конференции 7 февраля.
Директор Института нового общества экономист Василий Колташов указывает на недостаток статистики из Китая, что также препятствует реальной оценке масштабов происходящего. По его словам, эпидемия коронавируса обострила внутренние противоречия в китайской элите и преодоление возникших трудностей вызовет большие перемены как в китайской экономике, так и в политическом ландшафте страны.
«Пока шёл экономический рост, противоречие не было смертельным. Теперь, вероятно, что они будут менять механизмы функционирования: им нужно ограничить спад, создать новые опоры в Евразии, обеспечив сбыт китайской продукции, — сказал он корреспонденту «Премьера». — Теперь вопрос в том, какие экономики для Китая важны, выбор будет и политическим, и экономическим. Внутри страны также нужны новые модели. А пока ждём спада на рынках, негативного последствия на экономике. Мы ожидали этого в течение долгого времени, с 2008 года, когда начался глобальный экономический кризис».
Оксана Лукичева говорит, что в первом квартале, несомненно, рост китайской экономики замедлится: по некоторым оценкам, рост может составить всего 3%. «Далее ожидается восстановление темпов роста, но по году, конечно, будет замедление. Кризиса китайской экономики ожидать не стоит, так как Банк Китая проводит активную поддерживающую политику», — подчёркивает она.
По прогнозу Василия Колташова, с выходом Китая из создавшегося положения связан и последующий рост мировой экономики. Но не стоит ждать возвращения темпов роста, выраженных двузначными значениями; главное — остановить замедление роста, вернув его на уровень 5-6%: это всё равно будет довольно много в мировых масштабах. По его словам, новейшая история Китая показывает, что все спады его экономика преодолевает за считаные недели.
«Нынешний год, возможно, будет последним годом глобального экономического кризиса, — заявил Василий Колташов «Премьеру». — Кризисные процессы должны завершиться, и теперь для этого настала политическая необходимость. Эта необходимость подтолкнула председателя Госсовета КНР Си Цзиньпина к экономическим реформам. Да, этот год будет сложным и для России в том числе, но дальше начнётся рост: у нас он будет связан со строительной отраслью».