2 миллиарда рублей необходимо вложить в городской транспорт Вологды, чтобы он заработал без убытков.
1 января 2020 года заканчивается мораторий на действие закона области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области». Закон устанавливает 50-процентную скидку на проезд ряду категорий льготников.
Чтобы компенсировать выпадающие доходы транспортников, до 2013 года общественный транспорт ежегодно получал из областного бюджета примерно по 440 миллионов рублей, но затем выплаты прекратили на волне оптимизации бюджета. С 2010-го по 2015 годы налоговые поступления от пассажирских автотранспортных предприятия области упали на четверть. После этого начался рост, но уровня 2010 года пока достигнуть не удалось.
ЛУКАВАЯ ЦИФРА
После прекращения финансирования из бюджета области общественный транспорт региона оказался в глубоком кризисе. Сначала резко ухудшилось состояние подвижного состава. Затем в районах почти полностью прекратились внутрирайонные перевозки. Как правило, закрылись автостанции. Банкротятся основные перевозчики как в районах, так и в Вологде.
«Мировая практика показывает, что пассажирские перевозки по своей сути убыточны и власть обязана в той или иной форме их дотировать. Иначе у перевозчиков образуются выпадающие доходы за счёт разницы между экономически обоснованным тарифом и стоимостью проезда, установленной для населения», — говорит председатель областного профсоюза дорожного хозяйства и транспорта Юрий Тадлов.
По неофициальным данным, экономически обоснованный тариф на проезд в городском общественном транспорте уже преодолел планку в 45 рублей. Для сравнения: в новогоднюю ночь стоимость поездки в городских автобусах Вологды составляла 40 рублей — считается, что эта цифра вычисляется, исходя из экономически обоснованного тарифа, и гораздо больше ему соответствует, чем обычные цены.
Снизить экономически обоснованный тариф до 31 рубля можно при двух условиях, полагают в администрации Вологды. Во-первых, это переход от автобусов средней вместимости к большим, а также при цене на дизельного топлива на уровне 46 рублей (сейчас — почти 50). «Для организации перевозок по регулируемым тарифам и заключения муниципальных контрактов на выполнение перевозок необходимо выделить из бюджета города Вологды сумму, приближенную к 2 миллиардам рублей», — говорится в ответе горадминистрации на запрос «Премьера».
Активно обновляться транспорту вологодских перевозчиков не получается. «Возраст» младше 5 лет имеет около 10% подвижного состава Вологды и Череповца. Для сравнения, в Кирове это 20%, в Ярославле — половина, в Костроме — две трети.
ПОЗАДИ СОСЕДЕЙ
О том, не восстановят ли с нового года закон области о субсидировании перевозок льготников, пока ничего не слышно. В пресс-службе правительства области на этот вопрос не отвечают, лишь констатируя, что действие закона приостановлено. При этом перечисляют несколько категорий льготников, которые получают адресные выплаты из бюджета — так называемые монетизированные льготы. Есть некоторые субсидии межмуниципальным перевозчикам, но конкретных сумм не названо.
В администрации Вологды, в свою очередь, обещают подумать о финансировании: «Также администрацией города Вологды рассматривается вопрос поддержки работы предприятий транспорта за счет местного бюджета». Мэрия Череповца в отношении муниципальной автоколонны №1456 сообщает об оптимизации затрат и потребности в дополнительном финансировании. «Премьер» уже писал об обращении директора предприятия Сергея Орлова в правительство области — речь идёт о плановых убытках в 2019 году в размере 73 миллионов.
«Есть субсидия за компенсацию оплаты проезда льготным категориям граждан, и она рассчитывается как разница между льготным тарифом и себестоимостью поездки, а затем полученное значение умножается на количество таких поездок. Кроме Москвы, почти никто не вкладывает в транспорт, а уж тем более на «достаточном» уровне, пожалуй, ни одного региона нет. В деньгах региональные транспортные системы точно не купаются», — говорит сотрудник Департамента транспорта Москвы.
В сопредельных регионах только власти Ярославля и Архангельска сообщили «Премьеру» конкретные параметры бюджетного финансирования транспорта. Бюджет Ярославской области выделяет на финансирование выпадающих расходов в связи с провозом льготников на 2019 год 641 миллион рублей без учёта субсидирования электричек. Ещё 404 миллиона по двум видам поддержки в нынешнем году направляет муниципальный бюджет Ярославля.
В Архангельске городской транспорт финансируют намного скромнее: в 2018 году было запланировано 4,5 миллиона из городского и областного бюджетов. В Костроме, Кирове, Калининграде и Великом Новгороде сообщают о выплате компенсаций перевозчикам, но не уточняют, сколько денег на это заложено в бюджетах.
КТО ЕДЕТ, ТОТ И ПРАВИТ
Есть ряд проблем, характерных для Вологды, но о которых «Премьеру» рассказали в других региональных столицах. В Калининграде и Великом Новгороде беспокоятся о том, что для транспорта недостаточно места на городских улицах, для чего необходимо организовать движение по выделенным полосам, что не всегда возможно. В Костроме сообщают о кадровом дефиците. В свою очередь в Ярославле, несмотря на рекордное среди соседних с Вологодчиной регионов финансирование, жалуются на низкие зарплаты кондукторов и водителей.
«Низкий уровень доходов хозяйствующих субъектов приводит к значительному кадровому дефициту, недоукомплектование штата водителями и кондукторами приводит к невыполнению в полном объёме плана по выпуску подвижного состава на маршруты города Ярославля, уменьшению сбора доходов и, как следствие, росту убытков перевозчиков», — рассказали в мэрии Ярославля.
В администрации Вологды при перечислении проблем отрасли ссылаются на проект стратегии Минтранса по развитию пассажирского транспорта до 2030 года. В частности, чиновники акцентируют внимание на недостаток госрегулирования и координации между перевозчиками, отсутствие единых стандартов.
Факт остаётся фактом: на всех уровнях государственного и муниципального управления нет восприятия городского транспорта как одной из систем жизнеобеспечения. При этом именно на городской транспорт ложится социальная нагрузка по перевозке наименее защищённых слоёв населения.
Владимир Пешков. Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю»