Моя семья

Из фотоархива деда. Его друзья. 1940-е — 1980-е.

Эту страницу можно условно назвать «Тарногские портреты». Лица из глубинки, где в те времена не было ни асфальта, ни толком электричества, почти не было машин и телефонов. Именно они всё постепенно строили.

Кто-то скажет: зачем, мол, Пешков выкладывает фотографии провинциальных никому неизвестных людей? Просто посмотрите в их глаза. И потом, может, кто-то узнает своих родственников. Если так — буду рад внести дополнение на эту страницу.

«Василию Прокопьевичу Пешкову от преподавателя Шеб[еньгской] НСШ (неполной средней школы) Н. Скрыпник. 2/XI 41 г.»

Школа была семилетней, дед её закончил в 1938 году. В момент, который указан на фото, дед работал счетоводом в Шебеньгском сельсовете. Кто такой Н. Скрыпник — не имею ни малейшего понятия. Но очень похоже на то, что люди менялись фотографиями в массовом порядке и вовсе не обязательно, что фотография на память — это знак какого-то особенного отношения.

«На память Василию Прокоп. в дни совместной работы в Тарноге. Орг. набор. От Изосипа Григорьева. 19 VI 48 года»

Кто такой Изосип Григорьев — вновь не знаю. До июня 1948 года дед работал уполномоченным вологодской областной конторы по орг. набору рабочих по Тарногскому району. Поэтому легко предположить, что это сослуживец.

Ещё один любопытный персонаж — Евлампий Степанович Вячеславов. Точных данных о нём не имею. Но говорят, что был он прокурором (чуть ли не прокурором района, почему бы и нет?) и дружил он даже не с дедом, а с матерью бабушки, Парасковьей Семёновной. Вспоминают, что он был фотолюбителем и в нашем семейном архиве есть фотографии его работы. Фотография, однако ж, подписана именно на Василия Прокопьевича, даты не указано.

«Пешкову В. П. на память дней моих суровых. Март 1952 г., М. Одинцов»

Михаил Одинцов в 1952 году был секретарём Тарногского райкома, дед работал его помощником. В течение нескольких лет Пешковы и Одинцовы жили в соседних квартирах в доме на Набережной улице в Тарногском городке.

На этой фотографии деда нет. Крайний справа в первом ряду — председататель райисполкома (предрик) Василий Лутьев. Время его работы (1953-1961) попало на завершение восстановления экономики района после войны, сельское хозяйство по-прежнему находилось в упадке, район провалил первую послевоенную пятилетку. Только что прошло разукрупнение (сейчас сказали бы «оптимизация») колхозов, вместо 127 их стало 33. Уже в 1955 году район получил переходящее областное Красное знамя за успехи в животноводстве. В 1956 году заработал первый в районе аэродром, представлявший из себя, по существу, раскатаное поле.

Фотография председателей 20 тарногских колхозов с руководителями районов. Ноябрь 1959 года.

В первом ряду второй слева — Михаил Одинцов (упоминался выше), в этот момент он работает председателем колхоза имени Ленина. Следом за ним, третий слева, сидит первый секретарь райкома Алексей Усов. Далее, четвёртый слева — Василий Лутьев.

В первом ряду крайний слева — председатель колхоза «Родина», старейший тарногский агроном Афанасий Ручьев. С 1929 года он был районным агрономом, с 1937-го руководил первым на тарногской земле государственным сортоиспытательным участком, затем в разные годы — вторым секретарём райкома, директором одной из машинно-тракторных станций.

В третьем ряду крайний справа — Михаил Зыков, который потом станет директором Тарногской средней школы, первым секретарём райкома, а затем переедет в Вологду и возглавит после ухода деда на пенсию областной партийный архив, нынешний Вологодский областной архив новейшей политической истории. Зыков — автор наиболее фундаментального исторического исследования по истории Тарногского района в XX веке, именно из его книги я взял большое количество точных данных для этого материала. Михаил Павлович до сих пор живёт в Вологде, дед дружил с ним всю жизнь.

Михаил Одинцов с сыном, главный редактор районной газеты «Коммунист» Николай Цветков в 1958-1963 годах, ну и дед. За эти годы Одинцов прошёл путь от председателя комитета партийно-производственного контроля Тарногского района до секретаря районного парткома производственно-колхозного управления, которым он стал как раз в 1963 году. Дед за те же годы был завсектором кадров тарногского райкома, помощником секретаря райкома, заведующим орготделом райкома, завотделом пропаганды и агитации, зампредом райисполкома и, наконец, с января 1963-го был замсекретаря сельского парткома по оргработе. Первым секретарём райкома Михаил Васильевич станет в январе 1965 года.

Где-то в переписке деда я натыкался на слова о том, что он собирает групповые снимки делегатов специально. Так что это своего рода коллекция, хотя в ней всего лишь около десятка фотографий.

В последнем ряду вместе с дедом стоит Александр Кузнецов. Он уходил на пенсию с должности начальника областного управления ветеринарии и умер незадолго до деда. Кузнецовы часто ходили к деду с бабушкой в гости. До сих пор в голове звучит его громогласный голос.

Дата фото неизвестна, похоже, что это конец 1960-х. Второй слева — Иннокентий Головин, председатель правления райпотребсоюза с 1965 года. Рядом с ним, в центре — собственно, дед.

В 1965-1966 годах дед был вторым секретарём райкома КПСС, в 1966-1967 — председателем райисполкома, с 10 июля 1967 года — председателем райкома. Головин, соответственно, с 25 августа 1967 года стал председателем райисполкома. Полагаю, что фотография сделана уже после 1967 года. Ведь на ней явно не хватает умершего 3 июля 1967 году от сердечного приступа 45-летнего председателя райкома Михаила Одинцова.

Коль скоро речь идёт от 50-летии СССР, то, очевидно, это торжественное заседание, близкое по времени к 7 ноября 1967 года. Дед в первом ряде, справа от центра.

Это — моя любимая фотография из «делегатской» коллекции. Автор явно понимал, что делает. Кстати, крайняя слева в первом ряду — это жена Михаила Зыкова Апполинария Александровна.

В эти годы был построен районный дом культуры на центральной площади, современное здание ЦРБ, гостиница «Русь», хлебозавод, универмаг и здание райисполкома. В районе шло строительство асфальтовых дорог.

Это — последняя «делегатская» фотография с дедом. В июле 1972 года его перевели в Вологду заведовать областным партийным архивом. После этого первым секретарём райкома партии стал Михаил Зыков (нет на фото), должность предрика сохранил Иннокентий Головин (крайний справа в среднем ряду).

Весна 1983 года, Василий Прокопьевич отмечает 60-летие. Тост произносит упомянтый выше Николай Цветков, с 1967 года в течение двадцати лет бывший главным редактором газеты «Красный север» (соответственно, он главред и в этот самый момент). Между Цветковым и дедом сидит Иннокентий Головин: спустя год с небольшим он умрёт от рака. Крайним справа стоит Александр Кузнецов. Чуть ниже его сидит Валентин Величутин, тоже тарножанин, бывший предриком Лежского и Кичменгско-городецкого районов, а затем председателем областного совета профсоюзов. Михаила Зыкова на фотографии нет: его переведут из Тарноги в Вологду спустя полтора года.

Это фрагмент большого фото, сделанного на крыльце здания, где сейчас находится Законодательное Собрание Вологодской области (тогда там находился облисполком и заседал облсовет). В среднем ряду в центре стоят Анатолий Дрыгин, Василий Прокопьевич, Валентин Величутин и Михаил Зыков. Дрыгин с 27 сентября 1961 года по 20 июля 1985 года был первым секретарём вологодского обкома КПСС. Я склоняюсь к тому, что эта большая фотография с ветеранами была сделана на 40-летие Победы: Зыков переехал в Вологду за несколько месяцев до этого.

Василий Прокопьевич со своей женой, моей бабушкой Марией Андреевной. Я думаю, что фотографию следует датировать концом 1990-х. Рядом с ними кот Марсик, проживший 19 лет.

А это редкая фотография деда с его старшим братом Александром Михайловичем Власовым. У них была одна мать, которая была замужем дважды, поэтому них разные фамилии и отчества. Александр Михайлович родился в 1913 году в деревне Тиуновская рядом с Ильмовиком, куда семья переехала несколько лет спустя. Как и дед, Александр Михайлович прошёл войну, служил в Заполярье. После войны всю жизнь прожил в родных краях, работал водителем в колхозе. Эта фотография, предположительно, сделана в 2001-2002 годах, за несколько месяцев до смерти Александра Михайловича.

2003 год. Дед в последний раз побывал на месте, где когда-то находилась его родная деревня Ильмовик. В 2001 году он упал на улице и сломал шейку бедра, с тех пор ходил только с костылями. Александр Михайлович к моменту, когда была сделана эта фотография, уже умер.