Заграница

Артефакты древнего мира из Лувра

Вообще-то, я шёл в Лувр, чтобы ознакомиться с экспозицией, посвящённой Шумеру и Аккаду. Но случилось странно: именно в этот день доступ туда был перекрыт. Ругаться было бесполезно, поэтому пришлось смотреть Египет и Элам. Утешительного в этом мало, но всё равно интересно. Потому что, как и любой человек, я испытываю трепет перед разными древними штуками вне зависимости от того, насколько я понимаю, что вообще я вижу. В любом случае, это всё либо было на картинках в школьных учебниках, либо могло бы быть. Повествование пойдёт по порядку, в котором сделаны фотографии.

Фигуры женщин, несущих дары. Датируются около 1950 года до нашей эры. Но, вообще говоря, датировки для древности всегда вызывают очень много споров и расхождения у разных исследователей может доходить почти до ста лет. Видимо, это Среднее царство, XII династия и примерно время правления Аменемхета I. Это эпоха объединения местечковых князьков под центральной властью. В самом начале эпохи была основана новая столица — Ити-тауи, местонахождения которой до сих пор не установлено. Тогда же для поддержания стабильности власти был введён институт соправительства, когда наследник фараона становился соправителем. Так, сын Аменемхета I Сенусерт I правил со своим отцом десять лет.

А вот фрагмент гробницы той же эпохи. Объект воссоздан внутри Лувра, можно войти внутрь, постоять в довольно узком помещении. Честно говоря, я не очень понял: видимо, там был какой-то спуск или подъём, потому что во внутренней каморке могут поместиться стоя три-четыре человека, но и только. На табличке обозначено, что это — «гробница из Асьюта». В оформлении использована финиковая краска.


Статуя Хора — сокололикого бога неба и солнца, сына Исиды и Осириса. Датируется Третьим переходным периодом, который представляет из себя около четырёхсот лет истории между 1069 и 664 годам до нашей эры. После того, как пресеклась XX династия, Египет распался на две части, произошло ослабление светской власти (фараона) и усиление религиозны (жрецы). В это время Египет подвергается завоеваниям. При этом, устанавливаются связи с Израилем, иудейский царь Соломон берёт в жены дочь фараона. В самом конце периода на фоне раздробленности Египет впадает в зависимость от Ассирии, войско Ашшурбанипала вытесняют эфиопов на юг, после чего в истории Египта наступает поздний период, когда он вновь объединяется под властью фараонов.

Шкатулка из Хатауи. Что за место, интернет не объясняет. Датируется 1295-1069 годами до нашей эры, эпохой XIX-XX династий, уже после Эхнатона и Тутунхамона. Ну, или второй половиной Нового царства. Это эпоха любопытна тем, что тогда почти подряд правили одиннадцать фараонов-тёзок — Рамсесов. Из всех представителей Рамессидов лишь Рамсес II и Рамсес III были могущественными правителями, которые смогли оставить след в истории. Остальные фараоны-Рамессиды не смогли этого сделать: Рамсес I — из-за того, что правил недолгое время, а фараоны, наследовавшие Рамсесу III, не смогли совладать с уменьшением силы царской власти.

Статуи богини Сехмет. У неё была львиная голова, она была покровительницей войны и палящего солнца. Диск над головой — это символ солнца.

А это — статуя фараона Сети II с отбитым носом. Он правил в 1200-1194 годах. Говорят, правил мирно и особого следа в истории не оставил, очень быстро пав жертвой интриг.

Статуя Амона-Ра, время создания неизвестно. Считается, что она могла быть разбита во время правления Эхнатона. Это значит, что она создана до 1336 года до нашей эры. Сокрытый бог небес, изображавшийся зачастую в виде барана, как представлено на этой статуе. В период Нового царства жречество Амона-Ра сосредоточило в своих руках огромное богатство и влияние. В частности, оно сыграло важную роль в возведении на престол женщины-фараона Хатшепсут, ставшей единоличной правительницей благодаря решению оракула Амона.

Рамсес III передаёт Хору вазы с вином. 1184-1153 годы до нашей эры. Датировка по годам правления оного Рамсеса. Время правления Рамсеса III стало последним значительным периодом подъёма египетской государственности в эпоху Нового царства. Это тридцатилетие, ознаменовалось новыми военными событиями, колоссальным храмовым строительством. Эпоха бурных междинастических событий и переворотов миновала, Египет, сумевший сохранить своё фундаментальное богатство, вновь вступил в полосу расцвета царской власти в последний раз на протяжении своей трехтысячелетней истории.

Осирис, его сын Хорус и фараон. Датируется 1186-1069 годом, временем правления XX династии. Никакой другой конкретики нет, какой изображён фараон — неизвестно. Как мы помним, тогда было полно Рамсесов, поэтому не исключено, что это — кто-то из них.

Керамические солдатики, видимо, из одной из гробниц. 1069-945 годы, XXI династия.

А это — уже другое государство, Персия. В одном из залов Лувра воссоздан интерьер дворца Дария I (правил в 522-486 гг. до нашей эры) в Сузах, одного из важнейших персидских царей. Он пытался покорить почти весь известный мир, именно его войску противостояли греки в битве при Марафоне. Дошёл он и до Египта, и до Индии.

Клинописный текст со стелы Адда-Хамити-Иншушинака. В ней говорится про «царя Анзаны и Суз, расширителя границ царства, властителя и правителя Элама». Примерно 650-й год до нашей эры. Сложно себе представить, чтобы это относилось к одному из эламских царей той эпохи, постоянно сменявших друг друга. Однако, как говорится в описании, эта табличка вполне может описывать войны Элама с Ассирией. В тексте упоминается Иншушинак. Адда-Хамити-Иншушинак — так звали царя Элама, правившего как раз в те годы. Он был предпоследним законным царём Элама и одновременно последним, о котором сохранились собственно эламские сведения.

Одно из многочисленных изображений богини Иштар (она же Астарта). XIV-XII века до нашей эры, Ближнеэламский (или Среднеэламский) период, предшествовавший вавилонскому вторжению в Сузы. Иштар была центральным божеством в аккадской мифологии, богиней плодородия и плотской любви, войны и распри. В шумерских мифах соответствует Инанне. В разных традициях она может быть как единым божеством, так и разделяться на два разных (как у западных семитов и в южной Аравии: Астар и Астарта). Как сама Иштар, так и её ипостаси почитались в локальных пантеонах многих центров Северной и Южной Месопотамии.

Фигурки из той же витрины и того же периода, что и Иштар:

Наконец, голова дракона. Сузы, XIV век до нашей эры.