Статьи

Шашечки или ехать?

В Вологде не выполняется до 90% процентов заказов такси из-за сезона отпусков и «перегрева» рынка. Рынок вологодского такси лихорадит. Одни в этом винят федеральных операторов, начавших работу в прошлом и нынешнем годах, а кто-то ссылается на сезонный спад. Редакция «Премьера» получает шквал звонков от читателей, которые недоумевают: в нынешнем году впервые за долгое время почти невозможно вызвать такси в вечернее время. Автор этого материала также неоднократно убеждался в справедливости этого утверждения.

Попробуй дождись

Вплоть до начала нынешнего года проблемы с вызовом такси у вологжан возникали, как правило, в утренний и вечерний часы пик. Теперь же после вечернего часа пик ситуация отнюдь не становится лучше. Всё усугубляется тем, что водитель, как правило, сам выбирает, берёт он заказ или нет, и, если ему ехать до клиента больше пяти минут, соглашаться на оказание услуги порой бывает невыгодно. Такси часто, бывает, не вызвать даже из центра города.

Вологжанин Денис Романенко поделился опытом заказа такси в вечернее время: «Сначала пытался вызвать такси к Дому актёра, но не получилось. Тогда я дошёл до улицы Кирова и пытался в течение сорока минут заказать машину у всех операторов, которые мне известны. Шёл дождь, и идти пешком домой мне не хотелось, но в итоге пришлось».

Впрочем, опрошенные газетой водители такси, как правило, не осознают проблемы. Большинство из них связывает проблему с вызовом машины с сезонным фактором: многие таксисты на летний период либо уезжают на дачи, либо занимаются строительными работами. «Не волнуйтесь, придёт сентябрь, и всё снова будет хорошо», — заявил один из водителей.

Водитель Анна констатирует: многие поменяли «прописку», перейдя на работу в другие диспетчерские службы. «Мне регулярно приходится пользоваться услугами такси как пассажиру. Стало сложно вызвать, если ты едешь с детьми, с животными или куда-то далеко через весь город. Многие водители отказываются от заказов. Я думаю, что влияют и пробки, и то, что мало машин, и то, что мало водителей. Многие ушли в «Яндекс» и в «Везёт», — констатирует вологжанка.

Люди хотят ездить

Владельцы вологодских служб такси уверены, что проблема возникла из-за увеличения числа игроков на рынке. К тому же многие водители работают одновременно на несколько разных диспетчерских. Получается, что общее число активных таксистов в среднем по году не меняется, но меняется соотношение числа заказов, которые они получают через каждую диспетчерскую службу. «Я считаю, что это связано с приходом федеральных диспетчерских, они «ломают» цены, и частникам становится неинтересно работать. Рынок падает, а бензин дорожает. Никто ведь не будет работать только на ремонт машины. И люди уходят, ищут другую работу. В городе стало намного меньше такси, это заметно», — убеждён владелец такси «Клаксон» Денис Кубасов.

Эксперт рынка, в прошлом руководитель такси «Димон» Юрий Тарбаков, считает, что правы и те эксперты, которые говорят про влияние федеральных операторов, и кто сетует на сезонный отток. «Сейчас стоит хорошее лето, люди хотят отдыхать и, видимо, отдыхают, — размышляет он. — Действительно, в июле число невыполненных заказов доходит до 90%. Число заказов увеличивается, люди хотят ездить, но не могут уехать. В то же время я не понимаю, как работают некоторые предприятия, которые держат тарифы на уровне ниже рыночных, в чём в таком случае состоит бизнес?»

Юрий Владимирович уверен, что в законодательстве до сих пор остаётся целый ряд нестыковок, которые не позволяют выстроить цивилизованный таксомоторный рынок: «Государство хочет собираемости налогов, но нет законов, которые бы позволяли водителям работать как самозанятым. Люди думают, что таксисты получают достаточно большие деньги, но сейчас это не так. Для наведения порядка необходимо принимать меры».

«Премьер» также обращался в службы «Яндекс.Такси» и «Везёт» за комментариями по их видению развития рынка, однако ни с кем из ответственных за общение с прессой сотрудников связаться не удалось.

Победит сильнейший?

Нет однозначных оценок, как стоит относиться к приходу крупных федеральных операторов. Есть мнение, что через несколько лет они выдавят местные службы такси, а затем вступят в картельный сговор. По другому мнению, ситуация урегулируется, в конце концов придут цивилизованные правила игры, благодаря которым выиграют и крупные, и мелкие игроки.

«Я считаю, что появление крупных игроков приводит к управляемости рынка и к повышению качества услуг. Возможно, что на федеральном рынке, и в Вологде в том числе, в итоге останется два или три мощных агрегатора, которые будут доминировать. Это вопрос инфраструктуры и маркетинга, именно эти факторы способствуют их продвижению», — убеждён председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности Вологодской городской Думы Евгений Перов.

В свою очередь, председатель комитета по экономической политике и собственности Законодательного Собрания области Денис Долженко сетует на то, что приход в город крупных игроков не решил проблемы легализации таксистов. «На сегодняшний день операторы зачастую нанимают всех подряд, не заставляя людей регистрироваться, не проверяя лицензий. В последнем рейде, который мы проводили совместно с ГИБДД и областным департаментом транспорта, мы остановили таксиста, у которого даже не было водительских прав, не говоря об официальном оформлении», — рассказал он корреспонденту «Премьера».

Как и Юрий Тарбаков, областной парламентарий ждёт поправок в федеральное законодательство, которые смогут отрегулировать ситуацию на рынке: «Мы ждём федерального закона, в котором будет чётко регламентирована деятельность диспетчерских служб, это вопрос безопасности, — уверен Денис Долженко. — Услуги такси оказываются на машинах, которые находятся в ужасном состоянии. Низкая цена — это цена нашей жизни. Когда происходят случаи с летальным исходом, мы понимаем, что мы ехали на машине, которая находилась в плохом состоянии, и что водитель, вероятно, не был оформлен. Наверно, стоит переплатить двадцать или тридцать руб-лей, но быть уверенным в своей безопасности, что услуга оказывается легально».

Владимир Пешков

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>