Статьи

Хлеб насущный

Цены на продовольствие могут вырасти на фоне роста оптовых цен на зерно и падения курса рубля. Цены на продовольственную пшеницу за последние два месяца выросли на 20-25%.
Курс рубля в отношении к доллару США с начала года по официальному курсу ЦБ РФ при этом упал на 21%. Это влияет не только на производство хлеба, но и на ряд других отраслей. Рост цен неизбежен, но он не последует сразу же за очередным скачком валютных курсов, убеждены опрошенные «Премьером» эксперты. Однако когда именно и на сколько подорожают продукты питания, спрогнозировать не берётся никто.

Неполное обеспечение

Ситуация выглядит довольно двойственно. С одной стороны, Россия обеспечивает себя по целому ряду продовольственных товаров почти полностью. По данным аналитиков группы компаний «Финам», по зерну и зернобобовым культурам собственная продукция занимает более 99%, по картофелю — более 97%, по сахару — почти 95%, по растительному маслу — более 83%. При этом до 40% овощей и до 65% фруктов, которые продаются в российских магазинах, имеют иностранное происхождение и изначально закуплены за валюту.
В частности, по зерновым у нас технически даже избыток. Компания «Открытие Брокер» прогнозирует урожай нынешнего года в объёме 105 млн тонн, а для того, чтобы накормить россиян, необходимо 75-80 млн тонн.

Но производители на фоне ослабевшего рубля предпочитают продавать его за рубеж за валюту, что создаёт дефицит. Именно на это сетуют в ассоциации «Вологдахлебпром»: «Ситуация усугубляется нестабильностью валютных курсов и неурожаем продовольственной пшеницы в Европе и США». Другая проблема, как объясняют представители хлебокомбинатов и кондитерских производств, заключается в росте оптовых цен на куриное яйцо. Птицеводство при этом на 65-80% зависит от цен на комбикорма, основой которых являются зерновые. Куриные яйца не только один из ключевых товаров, который потребляет население, но и важный компонент для хлебобулочной промышленности.

«Сезонный рост цен на яйцо начался ещё в августе. Прошлый год был провальным, и в этом году действительно есть ускорение роста цен. Изначально прогнозировали уровень оптовых цен к 1 сентября на уровне 35 рублей за десяток, а фактически вышло 39 рублей. Сейчас уже цены выросли до 43-45 рублей», — объяснил «Премьеру» представитель одного из птицеводческих предприятий. Для сравнения, летом минимальные оптовые цены на яйцо находились на уровне 24 рублей за десяток.

Государственное регулирование

Ещё в августе ассоциация «Вологдахлебпром» направила в адрес вологодского губернатора обращение, в котором просит принять меры для стабилизации положения пекарей. Ведь несмотря на стоимость сырья, им необходимо выполнять подписанное в марте соглашение о стабилизации цен на социально значимые группы товаров. В их число входят мясная и молочная продукция, хлебобулочные и кондитерские изделия, а также овощи местного производства. В частности, в «Вологдахлебпроме» просят инициировать продажу зерна из государственного интервенционного фонда для стабилизации оптовых цен. Во-вторых, по логике ассоциации, необходимо ввести заградительные пошлины на экспорт зерна.

По словам аналитика «Финама» Алексея Коренева, рычагов влияния государства на уровень цен не так много и все они уже используются. «Попытки же регулировать цены установлением минимальных розничных цен на отдельные категории товаров чаще всего приводят лишь к возникновению дефицита на эти товары и оправданы лишь в том случае, когда речь идет о довольно ограниченном перечне социально значимых товаров, взять под контроль которые физически возможно», — размышляет он.

Ведущий аналитик компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков предполагает, что государству, по большому счёту, осталось пойти на протекционистские меры: «Вероятно, будут применяться меры, схожие с рынком топлива, когда производителям предпишут повышенные импортные пошлины, которые уравняют привлекательность внешних и внутренних продаж. В остальном каких-либо иных эффективных механизмов нет».

Не смогли импортозаместить?

На том же фоне начались трудности у производителей, которые используют комплектующие из пластика, хотя формально их и производят в России. В частности, речь идёт о производителе питьевой бутилированной воды. Рост цен пришёлся на вторую половину лета. Результатом стало то, что продукцию перестали принимать федеральные торговые сети, представленные в регионе. Информацию об этом подтвердил «Премьеру» представитель вологодской компании, производящей воду. В частности, из-за этого вода исчезла из федеральных торговых сетей. Насколько можно судить, переговоры о возвращении на полки сетевых магазинов идут непросто.

Также есть проблема и с комплектующими для производственных линий. «На настоящий момент доля импортной техники в российском пищепроме составляет в среднем 70%. В отдельных сегментах рынка (например, в мясной и птицеперерабатывающей промышленности) доля импортного оборудования доходит до 100%, а в кондитерской промышленности доля отечественного оборудования составляет всего 20-25%», — подчёркивает Алексей Коренев.

Иррациональная паника?

У разных аналитиков есть разные взгляды на дальнейшую судьбу российской валюты. Одни предлагают готовиться к падению до 90 рублей за доллар. Большинство же называют диапазон от 72 до 80 рублей. В первую очередь сейчас эксперты финансового рынка ожидают того, какие именно санкции в отношении России примут власти США и, вероятно, Великобритании.

«Судя по всему, в США и Великобритании будут приняты достаточно жёсткие ограничительные меры для РФ, так как это полностью отвечает их планам по сдерживанию Москвы на мировой арене. Соответственно, вариант «пустых» санкций становится маловероятным. Напротив, вероятность ограничений по покупке российского госдолга и деятельности государственных банков растёт», — полагает Андрей Кочетков.

Однако происходящее сейчас с рублём — это отнюдь не валютный кризис как таковой. На курс рубля напрямую не влияют ни санкции, ни цены на нефть. Самое большое влияние на курс рубля в перспективе будет оказываться ситуация с экономикой Китая, уверен владелец телеграм-канала «Politeconomics» Хазби Будунов: «Валютный кризис — это когда есть в наличии фундаментальные причины для падения национальной валюты. А то, что происходит сейчас с руб­лем, это иррациональная паника, не имеющая под собой объективных причин».

Владимир Пешков

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>