Статьи

Водный баланс

Для снабжения вологжан питьевой водопроводной водой не хватает денег, ответственности и контроля. Районные водоканалы подходят к реконструкции водоканалов слишком формально. Тотальной замены водопроводных сетей пока никто не планирует. При этом у муниципалитетов не хватает денег на разработку проектно-сметной документации. Что тормозит работы на уровне области, выясняли на минувшей неделе в ЗСО во время правительственного часа.

Ситуация с водоснабжением отвратительная. Однако насколько она плохая, в Правительстве и депутатском корпусе оценки расходятся. По словам докладчика, заместителя губернатора Антона Стрижова, Вологодчина — самая худшая в России по этому показателю. Председатель комитета ЗСО по экологии Михаил Ставровский уверен, что кое-где ситуация ещё хуже, но из-за недостатка конт­роля масштаб проблемы точно неизвестен.

Цена вопроса

Формально лишь 45% волог­жан получают качественную питьевую воду из водопровода. Стоит задача к концу 2020 года довести эту цифру до 75%. В 2018 году на реализацию программы ремонтов очистных сооружений запланировано 578 миллионов рублей, больше половины этой суммы финансирует федеральный бюджет. Самый дорогой объект — это водовод от Кубенского озера до Вологды, утверждённая смета для которого составляет 115 миллионов рублей.

В районах масштаб меньше. Очистные сооружения Грязовца обойдутся в 75 миллионов рублей. Перевод очистных сооружений в Шексне на двуступенчатую систему стоит 27 миллионов. На строительство сетей канализации в Великом Устюге выделено 22 миллиона. Капремонт очистных сооружений посёлка Федотово в Вологодском районе выливается в 9 миллионов рублей. Всего работы на краткосрочную перспективу запланированы в девяти районах. В их число не попали, к примеру, Нюксенский и Никольский.

«В среднесрочной перспективе 2021-2023 годов запланировано охватить подпрограммой сельские населённые пункты численностью более двух тысяч человек. Долгосрочные планы на 2024-2026 годы касаются сельских населённых пунктов с численностью менее двух тысяч человек. Также в эту категорию попали мероприятия по обеспечению населения водой из нецентрализованной системы водоснабжения — колодцев и скважин», — отчитался перед депутатами Антон Стрижов.

Заместитель председателя ЗСО Андрей Подволоцкий обратил внимание на отставание в освоении средств программы и в проблемах с оформлением проектно-сметной документации. По словам Стрижова, отставание в финансировании техническое. А вот с бумагами действительно есть проблемы: у муниципалов на это хронически не хватает денег. С нового года Правительство собирается взять на себя эти затраты.

Дело — труба

Не менее остро, чем проблема реконструкции очистных, стоит вопрос замены отслуживших свой срок труб в водопроводных сетях. Их плохое состояние — это одна из основных причин низкого качества воды в кранах у вологжан. «Несмотря на то, что многое делается для Вологды и Череповца в плане развития водозаборов, нет практически финансовых средств, потому что они очень большие, для того, чтобы проводилась реконструкция водопроводных сетей в Вологде и Череповце, — констатировала депутат Марина Денисова. — Хотелось бы, чтобы в дальнейшем этот вопрос был учтён, потому что очень сложно справиться в больших городах с этой проблемой».

Основные загрязнители воды — это вещества природного происхождения. В частности, это бор, фтор, железо и марганец. В крупных городах к ним добавляются и техногенные компоненты — как правило, это хлороформ и алюминий. Другой фактор — это недостаточная очистка воды. Загрязнение воды в сетях уже после очистки специалисты ставят лишь на третье место по значимости. Следом идёт лабораторный контроль, которым в регионе не обеспечено до 65% водопроводов.

По словам Антона Стрижова, рабочая группа ещё не рассматривала этот вопрос. В ближайшие годы упор будет сделан на реконструкцию систем водоочистки. По его мнению, водоканалы должны сами решать этот вопрос: «Мы считаем, что эти вопросы должны решаться в рамках хозяйственной деятельности предприятий, в рамках тарифных источников. Зачастую происходит так, что когда мы налаживаем первичную очистку, у нас происходит очистка сетей и сети перестают быть вторичным загрязнителем, такая практика тоже есть. Обязательно учтём рекомендацию и будем внимательно следить за ситуацией».

Маленький гарант

Михаил Ставровский в свою очередь заметил, что в районах зачастую формально подходят к созданию гарантирующих организаций: «Во-первых, необходима гарантирующая организация. Это управленческий штаб, который разрабатывает и концепцию, и финансовую политику, и перспективу. Условно, есть поселение на 70 человек, есть насосная станция, и это гарантирующая организация». По мнению парламентария, всё должно быть иначе. Гарантирующая организация должна иметь серьёзную материальную базу и финансовые возможности. В качестве примера он приводит Череповецкий водоканал, который обслуживает не только город, но и район. Аналогично дело обстоит в Шекснинском районе.

«Сегодня мы уповаем только на региональный, областной и муниципальный бюджеты, — заявил парламентарий. — Но инвестиционная составляющая даёт нам возможность замены старых технологий на более эффективные и менее энергозатратные, возможность использовать гарантирующей организации заёмные ресурсы. Использование не только бюджетных, но и заёмных средств могло бы стать финансовым решением вопроса. Это приблизило бы решение проблемы».

По словам Михаила Ставровского, малый масштаб порождает ещё и проблему производственного контроля. Специалисты есть не везде, что вкупе с нехваткой финансирования сильно усугубляет проблему. «Важный момент, который нам диктует закон, это система производственного контроля, — подчеркнул Ставровский. — К сожалению, этого во многих случаях нет. Есть в Череповце, Вологде, Шексне, Кириллове, может быть, в Нюксенице и Великом Устюге. Остальные ждут, когда к ним придёт Потребнадзор».

Владимир Пешков

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>