Статьи

Первые на селе

750 миллионов рублей тратит Вологодская область на поддержку сельских поселений. Различные виды поддержки муниципалитетов проходят по строке «межбюджетные трансферты». На 2018 год по ней заложено 2,5 млрд руб., которые сперва направляют в бюджеты районов. Из этой суммы примерно 750 млн уходит на нужды сельских поселений. Всего в Вологодской облас­ти 159 сельских поселений.

Из бюджетов вологодских сельских поселений на 2018 год только 104 доступно для анализа. Из них лишь в 27 случаях собственных доходных источников хватает на содержание чиновничьего аппарата. 16 поселений не собирают налоговых и неналоговых доходов даже на обеспечение деятельности главы. В соответствующие бюджетные строки входят не только зарплата чиновников, но и различные накладные расходы.

Жизнь без денег

В реальности у сельских поселений есть несколько полномочий. Во-первых, это благо­устройство территорий, а также вопросы содержания дорог, жилого фонда, ЖКХ и колодцев. В одних районах некоторые полномочия могут исполнять районные администрации, а в других передавать их администрациям поселений. Но денег всегда катастрофически не хватает ни на один из насущных вопросов, поэтому полномочия зачастую не исполняются в полном объёме.

«Во многих случаях основными тратами бюджетов сельских поселений является зарплата работников администраций. Все пытаются каким-то образом выживать, оптимизировать расходы, выбирают, не объединить ли соседние поселения, чтобы содержать одну администрацию, а не две», — констатирует первый заместитель директора института государствоведения и местного самоуправления, председатель Вологодской городской Думы в 2000-2007 годах Александр Лукичев.

На повестке дня стоит вопрос, стоит ли сохранить сельские поселения или нужно искать другие пути развития сельских территорий. Однако все признают, что найти на него ответ крайне непросто. «Если в каком-то отдалённом поселении не хватает денег даже на главу, все равно есть смысл поддерживать эту административную единицу, потому что это человек, который обладает определёнными полномочиями и может оказать хоть какую-то помощь», — подчёркивает Александр Лукичев.

Эквивалентный обмен?

Есть и другая позиция: чем содержать аппарат чиновников, лучше потратить эти деньги на развитие. «Я не против того, чтобы объединять сельские поселения или даже полностью их ликвидировать, — размышляет депутат земского собрания Грязовецкого района Алексей Некрасов. — Сэкономленные деньги лучше вложить в социальную инфраструктуру, чтобы жизнь на селе стала комфортнее и повысилось качество социальных услуг».

Руководитель фракции ЛДПР в ЗСО Антон Гримов предлагает смотреть на перспективы объединения территорий с точки зрения расстояний: «С бюджетной точки зрения объединение поселений несёт выгоды, но область у нас немаленькая и управлять этими территориями порой непросто. Нужно понимать, что из поселений, особенно из дальних, очень большой отток населения, потому что закрываются дома культуры, ФАПы. Уезжает в первую очередь молодёжь, которая хотела бы дать своим детям достойное будущее».

Глава Тарногского района Сергей Гусев приводит пример, когда удалось присоединить одно из поселений к Тарногскому сельскому поселению, оставив одного сотрудника объединённой администрации для работы на месте. «Она занимается теми же вопросами, которыми занималась до слияния поселений, вполне справляется с работой, её уважают люди. Но, как правило, в других случаях используют модель выездной работы, которая не всегда бывает эффективной», — рассказывает Сергей Михайлович. По его мнению, администрация поселения должна быть в первую очередь штабом по развитию территории.

Предмет для зависти

В Вологодской области есть лишь одно сельское поселение, которое закрывает свои потребности собственными доходами. В Нелазском поселении Череповецкого района находятся производственные мощности «Фос­Агро», а также ряд других более мелких предприятий. За счёт земельного налога эта территория является предметом зависти других муниципалитетов.

«У нас даже есть отрицательный трансферт, 11 миллионов мы отправляем в областной бюджет, — рассказывает глава поселения Александр Родькин. — У нас нет проблем с уличным освещением. Мы перешли на энергосберегающие лампы, а на сэкономленные деньги построили дополнительные сети освещения. Мы ремонтируем теплотрассу, что снимает проблемы с её работой на несколько десятилетий. Если бы у нас не было отрицательного трансферта, мы могли бы эффективнее решать вопросы с дорожными ремонтами и провести газификацию».
Вопрос выживания

Как спасти сельские территории от запустения — вопрос ещё более сложный. С одной стороны, начинать стоит с решения вопроса о финансовой основе местного самоуправления. «Сейчас на уровне Федерации готовятся изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Поскольку в своём послании президент Владимир Путин за­явил, что нужно укреплять местное самоуправление, то мы сегодня ждём, что такая подвижка будет. Естественно, муниципалитетам нужно думать об экономическом развитии, чтобы получать дополнительные налоговые источники», — комментирует председатель Комитета по местному само­управлению ЗСО Александр Гордеев («Единая Россия»). В 2013-2017 годах в Вологодской области число сельских поселений сократилось с 252 до 159. В 2017 году было реорганизовано 17 сельских поселений, которые объединились в 8.

Председатель областного отделения «Справедливой России» Виктор Леухин полагает, что неплохо бы сначала вернуться к финансированию поселений по потребностям, а не по остаточному принципу. «Нужно возвращаться к программе развития Нечерноземья, которая действовала в советское время, и этот вопрос нужно решать на федеральном уровне, — убеждён он. — Во-вторых, необходимо создать инфраструктуру. И, в-третьих, создать экономические условия для бизнеса с помощью создания территорий опережающего развития с их налоговыми льготами, грантами и льготными кредитами».

В КПРФ уже сделали расчёт, как нужно распределять доходные источники между разными бюджетами. «Наше предложение простое: 40% всех доходов нужно оставлять на федеральном уровне, 30% — на региональном, 30% направлять в муниципалитеты. Деревня фактически умерла, на подходе районные центры. Необходим пересмотр государственной политики вплоть до выхода из ВТО. Власть должна работать в интересах 90%, а не пяти процентов», — заявляет первый секретарь областного комитета партии и депутат ЗСО Александр Морозов.

Владимир Пешков

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>