Статьи

Борьба за явку

Прошедшие президентские выборы были отмечены небывалой кампанией за повышение явки. За повышение явки боролись на разных уровнях власти всеми доступными средствами. Причём впервые эта кампания была предельно публичной. Итогом стали рекорды и по числу проголосовавших, и по результату победителя. Предварительно явка по Вологодской области составила 66,2%. Действующий глава государства Владимир Путин набрал 72,4%. Первую тройку замкнули Павел Грудинин (12,1%) и Владимир Жириновский (8,7%).

Слагаемые суммы

Утром в понедельник вологодский губернатор Олег Кувшинников дал понять прессе, что доволен результатами выборов. Главное — это то, что удалось показать рекордные результаты. Даже то, что явка в целом по региону так и не перешагнула 70%, уже не так важно. «Важно, что федеральный центр увидел наше единство. Мне точно будет проще работать с отраслевыми министерствами и ведомствами по привлечению средств», — заявил губернатор.

«Для меня, как действующего губернатора, это ещё один рубеж, который мы взяли вместе с нашей командой, — пояснил Кувшинников. — Мы установили рекорды по явке по поддержке нашего кандидата, отлично отработала избирательная комиссия, отлично отработали наши участковые избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии, люди работали круглые сутки, и, конечно, надо отдать должное, все работали как единый механизм».

В Вологодской области на нынешних выборах проголосовало 620 тысяч человек. Для сравнения: в 2012 году явка составила 602 тысячи. Самых заметных составляющих две. Во-первых, 90% явки показали коллективы «Северстали» и «ФосАгро», что дало порядка 25-30 тысяч избирателей. Во-вторых, более 50 тысяч человек дополнительно прикрепились к вологодским УИКам по новой процедуре, которая пришла на смену оформлению открепительным удостоверениям.

«У нас более 50 тысяч людей проголосовали по заявлениям. Мы проведём детальный анализ, но общая цифра — 80% людей, которые написали заявления и изъявили желание голосовать в Вологодской области», — сообщил председатель областной избирательной комиссии Денис Зайцев.

Они сражались за избирателя

Основная часть кампании по повышению явки, по уверению администраций Вологды и Череповца, прошла за счёт внебюджетного финансирования. «Пожалуй, такой кампании, как в этом году, не было ещё ни разу», — сказал «Премьеру» собеседник в администрации Вологды. В областной столице параллельно с голосованием на выборах был организован опрос по программе «Городская среда». Для школьников организовали игру-квест по истории Вологды, главным призом которого должна стать бесплатная путёвка в лагерь «Артек».

В Череповце наиболее заметный комплекс мероприятий проводила АНО «Энергия города». На избирательных участках можно было получить билеты на концерт звёзд эстрады. Наиболее заметным стал проект, в ходе которого нужно собрать на избирательных участках специальные наклейки и поместить их на карту города. Специально отпечатанный план Череповца с кружками для наклеек раздавали в детских садах и школах, желающие могли получить его и непосредственно в офисе организации.

Кроме этого, в феврале в Интернет попало обращение мэрии к предпринимателям с просьбой разместить информацию о предстоящих выборах на кассовых чеках. Документ оказался подлинным. «Мы оказывали содействие в организации и проведении выборов, потому что мы обязаны это делать. Содействие в организации выборов — это задача и обязанность муниципалитетов», — прокомментировал помощник мэра по работе со СМИ Сергей Климушкин.

Из учебных заведений поступали сообщения о проводимых руководством лекциях о необходимости идти голосовать, но без агитации за отдельных кандидатов. Сотрудники отдельных коммерческих организаций сообщали и о принуждении. Альтернативой было понижение зарплаты через систему премиальных выплат. В итоге информация официально не подтвердилась, хотя и осталось ощущение, что она не так далека от истины.

Продукт внешнего пользования

Депутат Законодательного Собрания Вологодской области и политтехнолог Антон Холодов отмечает, что ничего незаконного в агитации за участие в выборах нет, даже если она исходит от органов власти. По законодательству все федеральные органы исполнительной власти обязаны обеспечить содействие избирательным комиссиям в информировании избирателей о подготовке и проведении выборов.

«Никто не говорит, за кого голосовать. Речь идёт только о призыве людей участвовать в выборах, — отметил он. — По­этому юридически власть всё делает правильно. Выбирать — это право гражданина. Если человек отказывается отдать свой голос, то ни жаловаться, ни требовать чего-то от власти не имеет морального права. К слову, в Древней Греции тех, кто не участвует в общих собраниях граждан и живет в отрыве от общественной жизни, называли идиотами».

Высокая явка необходима, в первую очередь, на президентских выборах, а на парламентских — это не столь принципиальный вопрос. Модель «70% явки и 70% у победителя» является целевой потому, что она гарантирует, что за победителя проголосует больше половины населения. «Сегодня предельно ясно, что будущее страны зависит во многом от одного человека, авторитетного и уважаемого, — подчеркнул политолог Владимир Касьянов. — Но для осуществления дальнейших реформ ему нужна поддержка населения. Её можно обеспечить, только привлекая людей на выборы».

Высокая явка также необходима для того, чтобы легитимизировать результат голосования в глазах мировых держав, уверен политолог Алексей Макаркин. «Проголосуют — да, а вот придут — с этим сложнее. Особенно в ситуации, когда победитель известен, — прокомментировал он прогнозы накануне голосования. — Высокая явка нужна еще, чтобы показать Западу, что российское общество консолидировано вокруг президента и уровень мобилизации остается высоким».

Владимир Пешков

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>