Статьи

Ещё не конец

Последняя троллейбусная линия осталась в Вологде после остановки движения по двум маршрутам. В Вологде осталось на ходу всего 19 троллейбусов, и все они теперь курсируют только по маршруту №4. По маршрутам №1 и №2 до последнего времени ходили всего три машины. Для сравнения: на пике развития троллейбусной сети в Вологде действовало шесть маршрутов, а по городу ежедневно курсировало до 120 «рогатых». Из-за банкротства троллейбусного оператора ОАО «Вологдаэлектротранс» подвижной состав в последние годы не обновлялся.

Последний из могикан

Регулярное движение троллейбусов началось в Вологде в 1976 году по маршруту №1 от подшипникового завода до центра. С развитием города прокладывались новые линии. Однако движение периодически останавливали: то из-за плохого состояния асфальта, то из-за низкого пассажиропотока. В 2010 году был окончательно закрыт маршрут №6 (от вокзала до улицы Беляева), в 2013-м — №3 (от вокзала до льнокомбината), в 2016-м — №5. Причём, если о первых двух вологжане особенно не вспоминают, то отсутствие «пятёрки», ходившей от вокзала до «Бригантины», заметили многие.

«На маршруте №1 работала одна машина, и пассажиропоток составлял 150 человек за смену. Маршрутом №2 пользовались около 350 человек в сутки. В связи с недостатком подвижного состава было принято решение о временном приостановлении движения на этих маршрутах», — цитирует пресс-служба администрации города слова директора ООО «Трансвод» Юрия Маслова. Эта компания была создана в начале 2016 года двумя вологодскими МУПами и пользуется троллейбусной инфраструктурой на основании договора аренды.

Выводить дополнительные автобусы по маршрутам «единицы» и «двойки» никто не планирует. «Оба этих маршрута полностью дублируются автобусами, и нет никакой необходимости выпускать на линии дополнительные машины, — подчеркнул директор некоммерческого партнёрства «Перевозчики пассажиров г. Вологда» Сергей Мальцев. — Люди вообще не почувствуют, что исчезли троллейбусы. «Четвёрка» востребована, поэтому её закрывать нельзя. Конечно, хотелось бы, чтобы троллейбус в Вологде сохранился».

Стратегический вопрос

Состояние подвижного состава городского транспорта — это следствие системных проблем. С одной стороны, есть финансовый вопрос: вологодские перевозчики годами не получают компенсацию за социальные перевозки, что является основной причиной их бедственного положения. Другая причина — это «маршрутные войны» 2014-2016 годов, на волне которых ушли в банкротство два классических транспортных предприятия Вологды — АО «ПАТП-1» и ОАО «Вологдаэлектротранс».

«Нужно признать, что в Вологде есть серьёзные транспортные проблемы, — считает депутат Вологодской городской Думы в 1999-2014 годах Александр Литвин. — Чтобы их разрешить, нужна стратегия развития транспорта. Конечно, городу необходимы современные троллейбусы, с автономным ходом. Сохранение одного маршрута — это грамотное решение в тех условиях, которые объективно сложились. Но это не значит, что у троллейбуса в Вологде нет будущего».

Несмотря на общероссийскую тенденцию ликвидации троллейбусного движения, ситуация не выглядит столь однозначно. Вместо классических троллейбусов в разных городах внедряют другие виды электрического транспорта — в частности, троллейбусы с автономным ходом и электробусы. Вторые отличаются от первых технологией зарядки аккумуляторов и дальностью автономного пробега. Отличаются они и по цене: электробус стоит порядка 30 млн руб., а троллейбус с автономным ходом — от 15 млн.

«Троллейбус сейчас не самый современный вид транспорта, — прокомментировал независимый эксперт по транспорту Александр Дуднев. — В тех европейских городах, где троллейбусное движение сохранено, в частности, во французском Лионе, принята политика по исключению из городского движения автобусов и перехода на электробусы, заряжающиеся от контактной сети. Решение о закрытии двух троллейбусных маршрутов в Вологде вызывает сожаление, но это лучше, чем полная ликвидация».

В целом, по словам заместителя мэра Вологды Антона Мусихина, у городской власти есть видение, как нужно развивать общественный транспорт. «Вологодский университет делал по заказу транспортных организаций единое расписание движения. Эта работа фактически выполнена и уже учитывается при корректировке расписания по некоторым маршрутам. Также наши активные граждане, которых беспокоит судьба общественного транспорта, разработали концепцию его развития с частичным сокращением маршрутов. Она сводится к тому, что нужно пересадить людей на общественный транспорт, который должен быть удобным для горожан. Но за год концепцию не реализовать, поскольку нужно добиться нового качества подвижного состава», — рассказал Антон Сергеевич «Премьеру».

Битва за сеть

Самое главное для развития электротранспорта — сохранение контактной сети, которая сейчас входит в конкурсную массу «ВЭТ» и из-за этого фактически находится в подвешенном состоянии. Пока город не получит её в свою собственность, говорить о развитии вологодского троллейбуса невозможно, подчёркивает заместитель мэра.

«Советом кредиторов была предпринята попытка продать контактную сеть, как обычное имущество, — рассказал Антон Мусихин. — Если бы это случилось, то сеть могли разобрать на металлолом. Администрация города через суд добилась отмены конкурса. Также удалось обязать конкурсного управляющего выставлять сеть с обременением: чтобы покупатель использовал имущество только для осуществления троллейбусных перевозок».

Сейчас власти Москвы, внедряя в городе электробусы, передают в регионы бывшие в употреблении троллейбусы. В Вологде рассчитывают получить машины по примеру других городов. «Поставка электробусов из Москвы ожидается в конце лета — начале осени, — рассказал Антон Мусихин. — Троллейбусному предприятию Вологды нужно продержаться до этого момента».

Владимир Пешков

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>