Заграница

Ереван. Январь 2015 года

В новогодние праздники мы с моим братом Кириллом и его девушкой Аней мы посетили Армению и Грузию. Полтора месяца до этих фоток не доходили руки, но вот свершилось.

В ночь на 3 января мы прилетели в Ереван. Я всегда по прилёту меняю минимальную сумму денег, пусть и не невыгодному курсу: мало ли чего. Мой инстинкт меня не подвёл: в Ереване большие проблемы и с обменом денег, и с банкоматами. Нам почему-то попадались только кафешки, которые принимали исключительно кэш и в первый день мы с большим трудом растягивали деньги, которые я поменял сразу же в аэропорту, в обменнике в международной зоне.

Откровенно говоря, ощущения от города двойственное и, как правило, довольно мрачное. Он похож на сплошную стройку, многие дома похожи на фавелы из-за огромного количества не самого приятного самостроя. Когда ходишь по городу, возникает какое-то дежавю из 90-х. Но его очень сильно спасает рельеф, ведь он расположен прямо в горах. Вот здесь мы идём по развязке от отеля, где остановились, в центр. Надо сказать, хождения без карты всегда доставляют, особенно когда-то из-за рельефа ты не можешь понять, какая дорога в центр для тебя окажется кратчайшей.

Но у города всё же есть какое-то едва уловимое очарование…

Автосалон ВАЗа. Забавно видеть знакомые надписи на другом языке. Но тут нет никакой красоты и никакого очарования, а само здание — лишь коробка из металлокаркаса.

Вот эта девятиэтажка выглядит ещё вполне пристойно. Опять же, рельеф в многом её спасает. Но ко многим домам делаются совершенно невообразимые пристройки, которые никакая архитектура никогда бы не пропустила. Особенно отвратительно это выглядит в центре Еревана, где слишком многие здания выглядят как настоящие уродцы.

Зато там есть жёлтый кораблик, глядя на который тут же вспоминаешь жёлтую подводную лодку. Малые архитектурные формы встречаются очень редко и тем они ценнее.

А это памятник архитектору Александру Таманяну, по проекту которого в 1920-е отстроили центр города. Вообще говоря, Ереван во время империи был губернским центром, но от тех времён осталось буквально несколько кварталов. А вот концептуально центр создал именно Таманян, включая уличную сеть и базовую застройку. По-своему оригинально выглядят дома, облицованые розовым туфом, но это в большей степени выглядит мрачно, чем очаровательно.

Позади памятника видно часть Каскада. Это, возможно, самый  интересный в архитектурном плане объект Еревана. Первоначально (в 1960 году) на этом месте был построен водопад-фонтан с мозаикой. Строительство Каскада началось в 1971 году, его высота должна была составить 118 метров. Стройка встала в 1988 году после землетрясения. В 2009 года был дострон и открыт центр искусств, но в целом ансамбль не завершён до сих пор. Хотя снизу он выглядит как более или менее целостная конструкция, пройти по лестницам сверху вниз невозможно, нужно с большим трудом обходить по тропинкам и временным конструкциям.

В Ереване мы пробыли два дня, а потом поехали на поезде в Тбилиси. Билеты я покупал заранее через интернет. Оказалось, что это единственный поезд дальнего следования, который идёт куда бы то ни было с ереванского вокзала, да и то раз в два дня. В самом вокзале работает касса, но нет камеры хранения. Мы съехали из гостиницы в полдень и расчитывали на то, что можно будет сдать рюкзаки до вечера, но у нас ничего не вышло. Вместе с нами то же самое пыталась сделать ещё одна группа наших. Потом мы с ними же ехали в одном вагоне и не раз встречали в центре Тбилиси.

Я прекрасно понимаю, что в Армении великолепные горы, множество мелким городков и монастырей, где стоит побывать. Но в Ереван я больше ни ногой: побывал, поставил условную галочку на карте, но после этого — с глаз долой, из сердца вон. Я даже в большей степени рассматриваю вариант съездить в восточную Турцию, где расположена, в частности, столица древнего армянского государства Ани. А вот в нынешнюю Армению я навряд ли когда-нибудь ещё соберусь съездить, особенно учитывая проблемы с азербайджанскими пограничниками: когда они видят в паспорте армянские штампы въезда-выезда, учиняют тебе форменный допрос, что сильно портит настроение.