Заграница

Баку. Сентябрь 2016 года

В Баку мы с Андреем Таюшевым приехали на поезде из Тбилиси в сентябре 2016 года, когда возвращались в Россию из Грузии. Я вообще людлю так делать: заехать куда-то по пути, куда бы ты специально никогда не поехал. Это всегда как минимум интересно.

Этим городом нужно уметь пользоваться, иначе он тебя проглотит и ты даже пикнуть не успеешь. Баку полностью отличается от любого грузинского, хотя это полиэтнический Южный Кавказ, да и расстояния между здешними столицами смешные по российским меркам. Ну как, отличается… Древность примерно та же, что у Тбилиси, по крайней мере, сравнимая. Серные бани такие же. И турецкого влияния, ясное дело, не меньше. Но разница есть.

 

Что такое Баку и с чем его едят

Внешне — город гораздо опрятнее. Оно и понятно: нефтяная экономика позволяет масштабные и очень дорогие капитальные ремонты. На город определённый отпечаток накладывает и исламская культура, но не такой уж и серьёзный, если вдуматься. В-общем, знакомьтесь — Ичери Шехер, старый город:

В старом городе реально живут люди, ездят машины, работают продовольственные магазины. На фоне — «зуб» небоскрёба, современная эклектика. Но это не выглядит отвратительно.

Много ли уважаемый читатель знает азербаджанских джазовых музыкантов? Знакомьтесь — Вагиф Мустафа-заде, основатель нового направления в джазе — азербайджанского джаз-мугама. Жил он здесь. Табличка внизу — это номер для прослушивания в аудиогиде. Мы с Таюшевым таких не брали, но люди пользуются, я видел.

Вот ещё один элемент эклектики. Справа — стена старого города, слева — станция метро. Очень спорная конструкция, надо сказать. Одни её резко критикуют, а другие считают вполне уместной.

По городу развешаны аншлаги конституционного референдума, который прошёл уже после нашей поездки, 26 сентября. Интересное соседство с надписью на витрине, не находите?

А вот памятник Гейдару Алиеву, отцу нынешнего президента. Тот принял страну во время гражданской войны, сразу после резни армян. По крайней мере, не развалил — скорее, прекратил конфликты. За что ему почёт и уважение.

Если идти из центра на вокзал, то мимо площади с этим памятником, мимо не пройти совсем никак. Вот так и мы перед поездом посидели в тени памятника Алиеву-отцу и отправились восвояси, в Россию.

В центре все переходы оборудованы эскалаторами. За окраины не отвечаю. Таюшев, ты чего морщишься?

А вот старый город за пределами Ичери Шехера:

Вот тут нужно остановиться и объяснить. Бродячие философы Пешков и Таюшев определили, что среди котов существует специальное звание — Кот Указающий. Кот Указующий обязательно должен либо сидеть, либо валяться, где ему вздумается, но в видимости с перекрёстка, и указывать страннику дорогу. Знакомьтесь: Кот Указующий:

Вот ещё пример эклектики. Лев Толстой, где ты?

Провода, спутниковые тарелки… Неужели простых бакинцев не устраивает эфирное государево телевидение?

В старом городе много туристов. И много вот таких семей, где жена вся в чёрном и смотрит на мир только через дырочку для глаз (как там называется такой наряд?).  Тут же вспоминается анекдот, где папа спрашивает отца, зачем тот носит на голове белый платок и специальную арабскую то ли тогу, то ли тунику (что там они носят?). «Чтобы защищаться от песков Сахары, чтобы удобнее передвигаться по Сахаре, сын мой» — отвечает ему тот. «Папа, а зачем ты носишь всё это во Франкфурте-на-Майне»?

Ну да ладно. Надеюсь, никто на меня не обиделся за анекдот, а то мало ли.

Вот вам Бакинский залив. Надо сказать, что в нём никто не купается, потому что он чуть более, чем полностью загажен нефтью. Не могу найти кадр, в котором прямо вышки на горизонте видно. Местные говорят, что надо ехать километров за 30 от города и там что-то может получиться в плане единения с морем.

А вот снова игроки в нарды  — в этом весь Южный Кавказ.

А вот ещё один Кот Указующий:

А это часть дворца Ширваншахов. Как-то не удалось в нём побывать, поздно сообразили. На фоне — тем самые зубья «башен-лепестков» и телебашня.

 

История о том, как этим городом надо пользоваться, и как не надо.

Есть очень большая и почти нерешаемая проблема: билеты на поезд из Баку в Россию не купить вообще совсем, от слова «никак». Даже на сайте РЖД, даже на российский поезд. В кассе вокзала Баку это можно сделать, но это не лишено местного колорита. В-общем, история о том, как я подарил азербайджанскому чёрному рынку 20 манат — кажется, это что-то вроде 700 рублей.

В кассе:

— А можно мы заплатим за билеты картой? У нас не хватает наличных.

— А почему Вы сразу не сказали? Я уже не могу принять Вашу карту.

— Хорошо. Можно мы сходим до банкомата? Где он, кстати?

— Не надо банкомата. Подойдите вон к тем полицейским, они помогут.

Тут я понимаю, что меня сейчас будут обманывать по полной программе. Но выхода особо нет, где банкомат мы не знаем. Поэтому идём навстречу судьбе, да с глупой улыбкой.

— Простите, а где здесь можно поменять валюту? — спрашиваю у полицейских.

— Что у Вас, сколько?

— 40 евро.

Куда-то звонят, через минуту приходит — кто? Правильно, меняла чёрного валютного рынка. Какой предлагает курс? 30 манат за 20 евро, итого 60 за мои 40. При официальном курсе 36 манат за те же 20 «еврорублей». И что мне делать, если мой паспорт у кассира, а банкомат неизвестно где? Меняем. Забираем билеты из кассы. Уходим подальше из этого вертепа.

Уже покинув вокзал и выпив для облегчения кофе, смотрим, что же мы получили. С нас взяли за каждый билет по 50 манат — итого 80. А в билете какая цена, любопытствуем мы? Вуала — 46 манат! А сдача где? А сдача у кассира. Вопрос на засыпку: разве не было у кассира времени приготовить эту сдачу? Ну да ладно, восток дело тонкое, ну его в баню. В следующий раз умнее будем.

А теперь объясняю подноготную. Это был первый день Курбан-байрама. В Баку банки не работали вообще, а обменники только в них, это Вам не Тбилиси. В городе полно банкоматов, но в банкомате курс не указан, поэтому пойди и разбери, сколько тебе снимать. На самом деле, дежурные обменники есть, но пойди найди их. Но отсутствие адекватного обмена — целая проблема. Даже сняв в банкомате манаты, которые он выдаёт с номиналами 10 или 20, а то и больше, ты ничего не можешь купить — ни у кого нет сдачи. К примеру, мы не могли попасть в метро час, потому что никто не менял «чирик». А купить было нужно карточку за один манат, по которой можно было бы проехать четыре раза. В итоге поменяли в маленькой продовольственной лавке, ура.

В Баку надо ехать уже с местными деньгами в кармане, с местными обменниками не связываться. Едешь из Тбилиси — меняй в там, никаких проблем с этим нет. Нечего питать коррупцию.

А в остальном всё хорошо. Но осадок-то остался…

 

Баку и Формула-1

В нынешнем году Баку принимал Формулу-1. Это был главный анекдот сезона — Гран-при Европы в Азербайджане. Выглядело это, кстати, очень красиво. Длинные прямый, старый город, море. Сказка.

Соседка в тбилисском поезде возмущалась: «Они вынудили город подписать контракт на четыре года!» Ну а что же, обычная практика. Хочешь гонку — тяни лямку хотя бы несколько лет, а там видно будет.

От гонки остались даже рекламные плакаты, хотя можно было бы уже развесить анлшаги на следующий год.

В море установлен монументальный хэштег:

И даже не разобран стартовый городок. Надо сказать, что Андрей Таюшев не испытывал вообще никакого энтузиазма по поводу прогулки по периметру трассы. Это меня хлебом не корми, дай посмотреть и руками потрогать. А ему (ишь барин какой!) футбол подавай.

Тут я пытался сфотографировать надпись «Allianz» на асфальте. А вообще, и здесь есть, что поразглядывать. Эти решётки отгораживают стартовую прямую от пит-лейна. Сразу за ними во время гонки стоят мобильные «пункты управления» — там перед мониторами сидит руководство команд. Дальше, собственно, сам пит лейн с боксами. Вот бокс номер 2 — если я ничего не путаю, его в нынешнем сезоне занимает Ferrari.

От гонки осталась абсолютно вся разметка. Вот финишная линия — она не в начале, а в конце стартовой прямой. Так делают на некоторых трассах.

А вот линия старта с нарисоваными стартовыми позициями.

Бакинская трасса «завёрнута» против часовой стрелки — это не уникально, но таких трасс меньше. Обычно гоняют по часовой. Вот первый поворот — движение от меня:

После него короткая прямая. В её середине — официальные выезд с пит-лейн. Прямо посреди улицы с автобусами и такси. Движение на меня.

Вот второй поворот — движение на меня:

И далее к третьему повороту, до которого мы не дошли. Таюшеву не хотелось Формулы-1 в таких количествах.

Возвращаемся на трассу там, где она сворачивает с проспекта Нефтяников к старому городу (обратное движение — за отбойником).

Далее — по этой улице, «против шерсти»:

Вот это — мой любимый поворот. Узкий, крутой, просто песня:

Далее — вдоль стены Ичери Шехера:

Затем серия поворотов «против шерсти» и далее в сторону от древней стены:

Снова перерыв в репортаже. Мы возвращаемся уже после того, как трасса, обогнув Ичери Шехер, выруливает на проспект Нефтяников. Влево уходит поворот, ведущий к Ичери Шехеру, в противоход. Здесь я попробовал сфоткать сечение отбойника:

Дальше идёт прямая, в конце которой находится стартовый городок.

Знаете, в чём интерес? Это был уже второй раз, когда я сталкивался с Ф1, приезжая явно не за ней. Судьба?