Неопубликованное

Альтернативный саммит БРИКС [Неопубликованное]

3 июля 2015 года в Москве прошла конференция «Участие гражданского общества в процессе принятия решений БРИКС». Она была организована международной организацией «Оксфам» совместно с Институтом глобализации и социальных движений. Предлагаю Вашему вниманию стенограмму одной из секций — «Гражданское общество стран БРИКС: решаем общие проблемы вместе».

 

Ланьин ЧЖАН, Social Recourses Institute, Китай

В Китае в последние десятилетия был неплохой экономический рост и большое количество людей вышло из нищеты. Большее количество бедных людей, по крайней мере, не голодает. Высокое неравенство по историческим и прочим причинам, мы видим большое неравенстве в доступу к общественным благам между городскими и сельскими жителями. Большие инвестиции шли в городскую инфраструктуру, а не в сельскую.

Из-за присоединения Китая к мировой экономике цена медицинских услуг стала очень высока. Для хронических заболеваний его стоимость сравнима с развитыми странами или даже выше их уровня, хотя большая часть медикаментов производится в Китае. Для сельских жителей это большая проблема, поскольку им ещё необходимо доехать до медицинских центров.

С точки зрения доступа к медицинским услугам мы считаем, что крайне важно достичь лучшей жизни для всех в Китае. Государство запустило социальные программы для улучшения в сельской местности. Но многие вопросы не могут быть улажены на национальном уровне, здесь нужен международный подход.

За последние 30 лет, когда открылась экономика, большое количество социальных проблем оказали своё влияние на женщин. В городах зарплаты женщин меньше, а из-за большой миграции в города на селе осталось много женщин. Выходит, что они вынуждены заниматься не только работой, но и хозяйством на своей территории. Многие организации предпочли бы из-за разницы в оплате труда нанимать больше женщин.

За последние 30 лет появилось немало гражданских организаций. Но мы сталкиваемся с определёнными ограничениями. У нас недавно появился новый закон, который ограничивает свободу работы НКО. Всё очень жёстко ограничено и пространство для манёвра очень мало. Нам бы хотелось знать, как региональные гражданские сети могут под это приспособиться.

Мы видим, что многие проблемы в БРИКС общие и гражданское общество старается искать решение и конструктивные подходы, чтобы помочь бедным. Вес Китая возрастает и на региональном уровне, и в мировой политике. Гражданские организации тоже должны расширяться, вести международную деятельность.

Многие страны выбирают разные стратегии и тактики, у многих они бывают вполне конструктивными. Где-то люди идут на протесты. Нам нужно уважать друг друга, смотреть и поддерживать.

 

Жанин САЛЛЕС ДЕ КАРВАЛЬУ, REBRIP, Бразилия

У нас есть широкая сеть НКО, всего более 80. Мы поделены на две рабочие группы, по каждой теме мы работаем внутри рабочих групп. Одна занимается корпорациями, другая налоговой справедливости, по финансам, по климатическим изменениям, и по БРИКС, и по банкам развития. Есть небольшая группа, которая работает по вопросам, связанным с интеллектуальным правом.

В Бразилии гражданское общество находится в реальной силе, у нас открытый диалог с государством. У нас получается давить на него.

Говоря о банке развития, мы работаем по трём направлениям. Первое – «не навреди». Думаю, что новый банк развития должен принять более жёсткие стандарты, чтобы, обеспечивая благополучие местных сообществ, он должен разрабатывать независимые механизмы, чтобы он был подотчётен и управляем. Как убедиться, что этот институт будет способен учиться на опыте социальных движений и оказывать реальное положительное влияние на жизнь людей?

Я думаю, что все операции должны быть прозрачными и это должно быть закреплено на законодательном уровне. Прозрачность может слегка убрать разделение между странами-должниками и кредиторами.

Есть другая стратегия, которой мы придерживаемся. Мы работаем по безопасности, по интеллектуальным правам. Таким образом, нам удаётся влиять на весь процесс внутри БРИКС. Мы работаем с темами, на которые БРИКС пытается оказать влияние.

 

Анна ОЧКИНА, ИГСО, Россия

Когда реальность меня расстраивает, я говорю, что БРИКС – это призрак глобальной справедливости. Но та роль, которую он может сыграть в отношении глобальной справедливости, в наибольшей степени зависит от гражданского общества и способности работы общественности в странах друг с другом.

Ни у кого не вызывает удивления, что такие разные страны соглашаются о своей схожести. Закономерно мы оказываемся в одной позиции в глобальной экономике и все наши различия становятся ни чем иным, как взаимодополняющими свойствами. Они позволяют разделять аспекты действий.

Тем не менее, с точки зрения гражданского участия мы должны согласиться с тем, что страны БРИКС делятся на две части. ЮАР, Бразилия, Индия, где развиты мощные гражданские движения, которые чувствуют ответственность за своё общество и которые осознали себя как часть Г лобального Юга. В России и Китае совершенно другой случай. Не смотря на то, что все структуры гражданских обществ в них действуют, в России лучше осознаны не текущие проблемы, а неудачный опыт перемен, который порождает эффект общественного сна.

У меня очень большой опыт социологических исследований по готовности участия людей в гражданском обществе и отстаивании своих прав. Я всегда прихожу к одному и томе же выводу: наши люди не безынициативны, они просто выбирают индивидуальные средства защиты – обращения в суды, к власти. В России проблемы не с активностью, а с солидарностью.

Главная проблема – это ориентация элит на глобальный капитал. Наше сходство – это зависимость экономик, что побуждает правящие элиты проводить политику не в национальных интересах, а в интересах глобального капитала. Бедность и неравенство имеют разные формы в наших странах и по-разному воспринимаются обществом. Но есть некоторые сходства. Во-первых, это рукотворные бедность и неравенство. Это не объективная интеллектуальная или культурная бедность, в этом нас нельзя упрекнуть. Но они часто становятся прямым следствием социально-экономической политики в наших странах. Россия умудряется ещё и тратиться, чтобы реализовывать антисоциальные реформы. При этом, бедность и неравенство растут на фоне экономических успехов и на фоне притязаний граждан.

Мы ещё можем и вглядеться друг в друга как в зеркале. Одна и та же неолиберальная линия приводит к разным последствиям. Нельзя будет говорить, что это была хорошая линия, но ей не повезло с населением. Уже 40% населения земли может сказать, что это плохая политика.

 

Шринивас КРИШНАСВАМИ, Vasudha Foundation, Индия

Одним из главных вопросов в Индии является вопрос масштабного неравенства и здесь главным приоритетом для гражданского общества должен быть доступ для всех жителей Индии к образованию, здравоохранению и другим социальным благам. Должны быть общие базовые точки доступа для всех представителей населения.

В Индии очень живое гражданское общество. Наша задача состоит в том, чтобы подталкивать правительство, менять текущую политику и программы. Если посмотреть на последние 60 лет развития, рамки работы не сильно расширили доступ к базовым услугам. Важно, чтобы группы гражданского общества объединялись, чтобы работать с этими вопросами на глобальных платформах.

Общее сотрудничество может быть в области обмена опытом того, как различные группы гражданского общества работали в области защиты прав населения в ЮАР, например, гр об было гораздо успешнее, чем в Индии. Обмен опытом может обеспечить нам повышения индекса гражданской активности до таких же высот, как в Бразилии.

Приоритетом для нас должно быть должное внимание к факту создания нового банка развития. Это действительно важная эпоха.

 

Каппури Мдхаван ГОПАКУМАР, Индия (выступление из зала)

БРИКС – это неолиберальная структура. Неолиберальные акторы очень активны, если посмотреть на академические или бизнес-форумы. Гражданское общество должно сделать их своими площадками. Даже на недавнем гражданском форуме это имело место на уровне представительства различных групп. За последние годы БРИКС принимал социально эффективные меры, различные коммюнике. Видно, что кооперация и взаимодействие дают результат касательно фармацевтических и медицинских технологий и прочего. Надо говорить о политике в области здравоохранения и «политике гибкости». Каково внимание уделяется туберкулёзу? Хотя на общем уровне они признаются, на национальном может быть отправлены в «долгий ящик».

 

Анна ОЧКИНА

Часто можно слышать, что БРИКС – это только гос клуб. Но это не значит, что в этом виде он наиболее эффективен. Существование социального и гражданского БРИКС может дать больший эффект. Он появился как аббревиатура, когда эксперты отметили общие тенденции развития. Сначала он был БРИК, а потом ещё и ЮАР показала похожие тенденции. Настоящим альянсом он стал далеко не сразу, а когда стали обозначаться всё большие и большие противоречия элит с глобальными интересами. Как бы ни задумывался этот блок, ничто не мешает его использовать как гражданскую экспертную площадку.

 

Жанин САЛЛЕС ДЕ КАРВАЛЬУ

Я уверена, что у нас всегда был полный доступ к правительствам. Главной проблемой было то, что у нас при этом не было полного доступа к информации, мы не могли измерить, говорят ли они нам правду. С тех пор, как Лулу стал президентом, правительством открылось. Мы обычно организуем народные саммиты. Эти саммиты являются альтернативой официальному пространству. Требуется очень много усилий, чтобы убедить другие организации объединиться с нами. Это приносит множество замечательных результатов. Для нас это было нетрудно, у нас был доступ к правительству и это было легче, чем в России и Китае.

 

Малколм ДЕЙМОН, Economic Justice Network, ЮАР

Есть понятие политического захвата. В какой-то момент в Африке жители Конго избрали Патриса Лумумбу президентом и позднее он был убит ЦРУ и американскими войсками. Ресурсы страны были перераспределены в интересах других людей, не народа. Сейчас больше нет нужды прибегать к столь жестоким мерам насилия. ТНК захватывают наши элиты и потом получают контракты и всё, что пожелают. В этом одна из наших главных проблем.

Мне кажется, нужно сделать комплимент «Голман Сакс» за термин «нелиберализм». Но я не думаю, что неолиберальные правительства должны иметь право самоорганизовываться таким способом. Вопрос должен ставится так: как мы будем противодействовать этим платформам? Потому что ТНК слишком сильно туда включены.

Для нас экономическая справедливость – это вопрос первостепенной важности, особенно для ЮАР, и Правительства с нами соглашаются. Я думаю, что в определённых обстоятельствах проще делать упор на одни проблемы, а не на другие. Повестка экономической справедливости имеет особое значение.