Заграница

Испания. Май 2017 года

Минувшей весной меня занесло не только в Финляндию, но ещё и в Испанию. Не собирался ни туда, ни туда, но так уж вышло. На память кроме двухлетней финской шенгенской визы остались ещё и фотки. Было ли первичным желание послушать умных людей или посмотреть на испанские красоты, даже не знаю. Есть даже третий вариант: уехать куда угодно, где можно отключиться от реальности. Правда, семинар от реальности отключиться не так, чтобы и дал. Ну да ладно, это не страшно.

Что сказать? Во-первых, в моём личном мироздании Испания почему-то никогда не занимала какого-то особенного места, хотя, казалось бы, земля древняя, интересная и легендарная. Я своё время насмотрелся по телевизору прямых трансляций с Вуэльты и в моём понимании Испания всегда была унылой, полупустынной и бесприютной, не смотря на легенды. И такой же чопорной, как другая бывшая колониальная метрополия Великобритания. Разумеется, в сравнении с колониями, а не вообще.

Терминал отправления-прибытия аэропорта Барахас находится отдельно от терминала регистрации. Между ними лётное поле, а связь осуществляется под землёй по специальной ветке метро. Когда мы прилетели, этот поезд вместе с нами простоял на станции отправления чуть ли не полчаса. Кругом шум, гам, испанцы вне себя, один испанский усатый дядька начал размахивать руками и ругаться с полицией, творилось чёрт знает что. Впрочем, доехали мы до основного терминала. На выходе из поезда нас встретило интересное: офигительная монументальная роспись по мотивам произведений гватемальского писателя Марио Монтефорте. Надпись в три строки — это цитата из него: «И среди белых стен они побратались» (смешали кровь?). Насколько я понимаю, толком на русский язык его не переводили.

В-общем, прилетели мы с утра пораньше в Мадрид, и тут же нас подхватил автобус и повёз в город Сеговия гулять. Что сказать про Сеговию? Приятно, уютно, провинциально, бесприютности не чувствуется. Кстати, хотя городов в нашем путешествии всего было три, по ним можно довольно легко отследить историю Испании. Само название Сеговии кельтиберского (кельто-иберийского?) происхождения. Sego на их языке означает «победа», город победы, то бишь.

Город, вероятнее всего, основан в 80 году до нашей эры, когда эти места завоевало войско во главе с римским консулом Квинтом Цецилием Метеллом Пием. В этом году консулами были он и Луций Корнелий Сулла, Гней Помпей возвращается в столицу с триумфом после победы над нумидийцами, а Гай Юлий Цезарь отправляется в Азию в качестве контубернала Марка Минуция Терма, назначенного новым пропретором Азии. Считается, что город был покинут после исламского вторжения. В 1088 году Сеговия была отвоёвана у мавров королём объединённого королевства Леона и Кастилии Альфонсо VI-м. В XII веке Сеговия была важным центром торговли шерстью и тканями. Ближе к концу Средневековья Сеговия начала застраиваться роскошными зданиями в готическом стиле, кроме этого, здесь была крупная еврейская община.

Именно в Сеговии 13 декабря 1474 года Изабелла Кастильская провозгласила себя королевой и владелицей королевства наряду со своим мужем Фернандо. Это произошло через два дня после того, как в Мадриде скончался король Энрике IV. В январе 1475 года Фернандо также прибыл в Сеговию, где они с Изабеллой заключили договор, который подтверждал, что Изабелла является единственной владелицей королевства, как единственная наследница и в случае её смерти, её титулы переходили к её прямым потомкам. Фернандо принимал титул короля.

В 1763 году ткацкое производство Сеговии получило королевское покровительство, когда была создана Королевская Мануфактура Сеговии по производству шерсти. В 1764 году был открыт Королевский артиллерийский колледж, первая в Испании военная академия. В конце 1808 года Сеговию взяли французские войска Наполеона Бонапарта, который затем посадил на испанский престол своего брата Жосефа.

Чего же эдакого есть в Сеговии? Во-первых, это акведук, построенный то ли в 98, то ли в 112 году нашей эры по приказу императора Домициана. Акведук имел длину 17 километров и снабжал водой Сеговию из горной реки Фрио. На сегодняшний день это один из наиболее сохранившихся крупных римских акведуков. Акведук, кстати, изображён на современном гербе Сеговии.

На въезде в город на автобусной остановке стоит капитолийская волчица, сестра-близнец и даже, можно сказать, клон римской. Римский же муниципалитет и подарил её Сеговии в 1974 году. Ибо древность города тоже поражает, его основали римляне в 80 году до нашей эры.

Вот ещё одна великая древность — церковь Сан-Милан (святого Милана?). Романская башня образует самые старые остатки храма. Остальная часть здания построена между 1111 и 1126, когда Кастилией правил Альфонсо I Батлер. В-общем, это одна из старейших церквей города.

В XVI веке кастильцы восставали против власти Священной Римской империи, создав своё правительство в Вальядолиде. Это — памятник Хуану Браво, лидеру того восстания.

А вот витрина магазина женской одежды, вполне доставляющая, кстати:

А вот жемчужина города, сеговийский алькасар. Первое упоминание о нём датируется 1120 годом, спустя 32 года после изгнания из города мусульманских правителей. Археологи накопали, что какое-то укрепление в этом месте было ещё при римлянах. Но с XII века алькасар стал официальной резиденцией кастильских (читай — испанских) королей, благо Альфонсо VIII постарался. Именно это здание сыграло важную роль в воцарении Изабеллы I Католической и дальнейшей истории Испании: здесь она укрылась, после смерти своего предшественника, а затем сделала то, что сделала.

Город кончается почти сразу за акведуком, поэтому там можно разглядывать в-основном пейзаж.

Второй город — это Авила. Он тоже существовал ещё при римлянах, но, в отличие от Сеговии, это подтверждается исключительно археологией. Это — въезд с крепость, которая сохранилась целиком до сих пор. Учёные, вроде как, доказали что Авила была уже при римлянах, но ничего внятного сказать про её античную историю, как я понимаю, нельзя. Предполагают, что упомянутая в птолемеевой «Географии» Обила — это и есть наша Авила. Предположительно, название происходит из языка веттонов — доримского народа (скорее всего, кельтского происхождения), населявшего Кастилию. По легенде, в первом веке нашей эры некий Секундус (наверное, монах), проповедуя в Иберии Евангелие, осел здесь и стал первым епископом города.

О Древнем Риме напоминают Римский мост и различные мозаики, которые являются одними из остатков той эпохи, сохранившихся до наших дней. После образования королевства вестготов в Авиле разместилась епископская кафедра. В 687 году был образован женско-мужской монастырь св. Марии-ла-Антигуа, который просуществовал лишь до арабского завоевания в 714 году. После этого Авила стала важным опорным пунктом, за который боролись и мусульмане, и католические короли, постоянно переходя из рук в руки. По-видимому, крепость была построена уже после отвоевания города у мусульман. Во всяком случае, в первой половине XII века географ аль-Идриси не упоминает в своём описании Авилы никаких крепостных стен, ограничиваясь описанием этого места как «группы деревень, населенных энергичными всадниками, обладающих тучным скотом». С продвижением Реконкисты на юг Авила потеряла своё значение, хотя и осталась одним из 17 городов, которые направляли представителей в Кортесы. Как и Сеговия, Авила была центром текстильной промышленности.

5 июня 1465 года Авила стала ареной так называемого Авильского фарса. В этот день инсургенты (повстанцы) объявили низложенным кастильского короля Энрике IV Бессильного и провозгласили новым королём его малолетнего брата Альфонса (под именем Альфонса XII). На большой, издалека видной платформе было выставлено деревянное чучело короля в чёрных одеяниях, со скипетром и мечом в обеих руках. Хуан Пачеко, Альфонсо Каррильо, графы Пласенсия и Бенавенте и другие магнаты зачитали перед чучелом длинный список обвинений, где фигурировали нежелание воевать с маврами, пристрастие к мужеложству и половое бессилие. Однако, это не остановило гражданской войны. Она закончилась лишь после смерти и Энрике, и Альфонсо. Как раз их наследницей оказалась Изабелла Кастильская.

XVII и XVIII века была для Авилы временем упадка, как и для многих других испанских городов. Это было связано и с эпидемией чумы, и с оттоком мусульманского населения из-за Реконкисты, и общим промышленным спадом. В 1788 году в Авиле при помощи английских специалистов был основан Королевский хлопчатобумажный завод, который в 1799 году был переоборудован в шерстяную фабрику. В 1809 году город разграбили наполеоновские войска, прокуролесив в городе четыре дня. Во время Первой испанской республики в 1873-1874 годах Авила была одним из базовых городов кантоналистов, выступавших за увеличение роли автономных территорий. С самого начала в 1936 году Гражданской войны Авила оказалась в руках франкистов, позднее в её окрестностях находился концлагерь, а также авиабаза немецкого легиона «Кондор».

По Авиле нужно просто бродить, нечего шопиться или пить-есть. А бродить, есть где. Не смотря на общий упадок, город всё ещё великолепен.

Виды в Испании всякие. Вот этот, по моему, весьма хрестоматийный:

Я всегда мечтал оказаться где-нибудь на селе в Европе. И вот оно, сбылась мечта идиота. Село Торрекабальерос, где-то в полях около Сеговии. Население 1300 человек. Село было известно ещё в Средние века, упоминалось как Otero de Caballeros. В XVI веке оно уже называлось Tor de Caballeros. Под нынешним названием известно с 1759 года. Село находилось на одной из основных дорог, в нём жили лесорубы и пастухи. Вообще ничего особенного, если бы не короткие расстояния в здешних местах, можно было бы назвать глухоманью. С одной стороны поля до горизонта, в другом — горы.

Самое главное, чего напробовался в Испании, это вино. У них отдельные сорта винограда, гораздо более вкусные, чему у французов. Наверно, сама природа пожертвовала своим великолепием, чтобы здесь рождалось вино, которое мало кому в мире удаётся превзойти. Свежий хамон в наши санкционные времена тоже стоит того, чтобы побывать в этих краях. Ну и вообще, средиземноморская кухня как таковая великолепна. Ну разве не рай на земле?

Ну и, наконец, обратная дорога в Мадрид. Впереди тоннель через Сьерра-де-Гвадаррама.

А что рассказать про Мадрид? Столица, встретившая нас несусветной жарой. Надо было, я думаю, сесть на кольцевой автобус и катататься с пивом в руке. Или, по крайней мере, не ходить толпой, а взять в компаньоны кого-то одного, и бродить по переулкам. Потому что я глубоко убеждён, что чтобы почувствовать город, нужно бродить по нему до такой степени, чтобы потом не чуять под собою ног. Тем более, что впереди предстояло несколько часов просидеть в аэропорту в ожидании рейса, а потом ещё лететь на родину.

Мадрид намного моложе и Сеговии, и Авилы. Первое упоминание о Мадриде относится ко времени мусульманского завоевания. В конце IX века кордовский эмир Мухаммад I построил крепость на реке Мансанарес в месте, где сегодня находится собор Альмудена. Функция этой крепости была защита Толедо. Кроме того, Мадрид использовался как опорный пункт для наступления на христианские королевства на севере Пиринейского полуострова. К примеру, в 977 году Альманзор начал свою кампанию в Мадриде. Когда халифат Кордовы распадается, Мадрид становится частью царства Таифы в Толедо. В течение следующего столетия Мадрид заселили христиане.

В 1348 году Мадрид получил право представительства в Кортесах. В 1526 году император Священной Римской империи Карл V и король Франции Франциск I заключили в Мадриде договор, согласно которому французский король отказывался от претензий на Италию, Фландрию и Артуа, отдавал Бургундию Карлу V, соглашался отправить двух сыновей к испанскому двору в качестве заложников (гарантии выполнения условий соглашения), обещал жениться на сестре Карла Элеоноре и вернуть герцогу де Бурбону все изъятые у него земли. В 1561 году король переместил в Мадрид суд Толедо, чтобы лишить его влияния архиепископа Толедо. Так Мадрид стал политическим центром монархии. Население города начинает активно расти, в нём строятся дома знати. На XVI век приходится культурный расцвет, в городе жили Сервантес, Кеведо, Гонгора, Веласкес, Лопе де Вега и Кальдерон-де-ла-Барка. В 1738 году начинается строительство королевского дворца на месте старой крепости, разрушенной во время пожара четырьмя годами ранее.

В 1775 году, во время правления Карлоса III, в Мадриде основано под именем «Матритенсе» основано Королевское экономическое общество друзей страны. К тому же времени относятся базилика св. Франциска Великого (1761-1770), почтовое отделение (1766-1768), нынешняя штаб-квартира президиума Мадридского сообщества; королевский дом таможни (1769), нынешняя штаб-квартира министерства финансов, Пуэрта-де-Алькала (1769-1778) или дворец Буэнависта, нынешнее министерство обороны (1777). В 1785 году начаты работы на строительстве музея «Прадо», изначально задуманного в качестве выставки естественной истории. В 1836 году создан Центральный университет, в 1850-м завершён Дворец Кортесов, в 1851-м — открыта дорога из Мадрида в Аранхуэс с вокзалом Аточа, к 1858 году создан водопровод, названный по имени королевы Изабеллы II.

Кроме этого, в середине XIX века город значительно перестраивается, что формирует облик современного центра. Во время Гражданской войны в Мадрид оборнялся в течение трёх лет, но в 1939 году капитулировал перед франкистами. В этому моменту он был одним из последних центров республиканского сопротивления.

А это вам площадь Испания, в середине которой стоит что? Памятник Изабелле II, разумеется. А под ней туристы катаются на сигвеях и плевать хотели на королеву. Впрочем, как и она на них.

А вот это — отдельной шоу. Фото сделана в день вылета домой, 28 мая. Накануне была большая рубка — финал кубка Испании по футболу. Поэтому испанские болельщики весь день носились по городу с бешеными выплями и песнопениями. Что удивительно, вели себя очень культурно и морду никому бить не намыливались.

Чего за площадь, не знаю. Но вот он Мадрид — гулять и гулять. Но нет, пришлось потратить кучу времени на ожидание людей, которые затаривались хамоном. Вот вам совет: если вы не хотите сорвать прогулку по Мадриду, ни за что на свете не берите с собой гулять желающи купить хамон. Пусть отдельно идут и выбирают его хоть неделю. А наше всё — это гулять, пока ноги могут передвигаться. А если не смогут, на это случай всегда можно прикупить бутылочку красного сухого в ближайшем магазине. Чай не северные страны, пиво здесь варить так и не научились.

Вот ещё один памятник. Этот мужик создал Непобедимую армаду и звали его дон Альваро де Басан. Ну, не создал, а только предложил. Но и не просрал же, а был удалён в отставку по хотелке короля. Но памятника, тем не менее, удостоился.

 

Чтобы вы не думали, что я сапожник без сапог, вот напоследок мой автопортрет на фоне короля Филиппа и королевского дворца.