Статьи

Бойцы невидимого фронта

После 1 июня 2017 года в Вологодской области могут закрыться все третейские суды.

Уже ближайшим летом прекратят работу те из них, которые не пройдут перерегистрацию в соответствии с новым законом. На эту процедуру было отведено девять месяцев, а сам закон принят ещё в 2015 году. Но выяснилось, что не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Самая большая трудность — это кадры. Теперь третейскому суду положено не менее 30 судей, половина из которых должна иметь опыт работы в государственной судебной системе. Однако нехватка соответствующих специалистов фактически блокирует перерегистрацию большинства частных учреждений.

История вопроса

Третейский суд, в сущности, является частным судом и некоммерческим учреждением, которое не преследует своей целью извлечение прибыли. Порядок рассмотрения дел в таком суде несколько проще, а тарифы на услуги — меньше, чем в государственных судах. Но услугами третейских судей могут воспользоваться только коммерческие организации при условии, что второй стороной по делу не является ни государство, ни муниципалитет. В любом случае, в договоре между сторонами должна содержаться специальная «третейская оговорка».

Прообразы третейских судов появились ещё во времена античности. В России они возникли в древнейшие времена, а в документах впервые упоминаются в 1362 году. Любопытно, что в средневековой Руси для обозначения таких судов возник собственный термин, отличный от римского права, где судьи назывались арбитрами. Термин «третейский» связывают с числительным «третий», то есть речь идет о стороннем специалисте, разрешающем спор двух сторон.

В современном виде третейские суды в нашей стране начали создавать после 2002 года, когда законодатель создал для этого соответствующие основы. Формально 1 июня нынешнего года термин «третейский суд» в России перестанет существовать, а новые суды будут называться довольно громоздко — постоянно действующие арбитражные учреждения.

По данным областного Арбитражного суда, всего в Вологодской области зарегистрирован 21 третейский суд. Попытку зарегистрироваться по новому закону сейчас предпринимает АНО «Северо-Западное арбитражное учреждение». По информации, имеющейся в распоряжении его директора Екатерины Субботиной, в регионе таких организаций пока только две.

Быстрее и проще

Сколько решений третейские суды выносят ежегодно, точно неизвестно. Эксперты отмечают, что их число довольно небольшое. Возможно, поэтому обычные люди просто не знают об их существовании.

Однако весьма показательно, что в 2016 году было обжаловано лишь 73 решения таких судов о выдаче исполнительных листов. А самое большое число дел — 90 — было обжаловано годом ранее, что было признано двукратным ростом по отношению к предыдущим годам. «Рост, который произошёл в 2015 году, предположительно связан с увеличением числа вновь созданных третейских судов», — комментирует пресс-секретарь Арбитражного суда Вологодской области Людмила Фёдорова. Бум создания третейских судов Россия пережила в 2014-2015 годах.

В конце марта в Вологде прошёл специализированный круглый стол. И в рамках мероприятия выяснилось, что больше всего дел рассматривается по договорам поставки и договорам оказания услуг, когда покупатель не расплачивается, либо поставщик не поставляет товар или делает это не вовремя.

«Другая часть дел касается договоров займов. Это когда люди дают друг другу деньги в долг, а потом долго и мучительно взыскивают их. В третейском суде это сделать гораздо быстрее и проще, ведь у недобросовестного кредитора очень мало возможностей для затягивания процесса», — рассказал «Премьеру» управляющий партнёр холдинга «Веда-аудит» Андрей Карпуничев. Отметим, что сам холдинг сейчас предпринимает попытки для перерегистрации третейского суда, действующего при нём.

«Карманное» правосудие

В большинстве действующих в Вологде и области третейских судов было не больше десятка судей, да и дел они рассматривают немного. Подвергается сомнению и квалификация самих судей, к которой до сих пор никаких особых требований не предъявлялось.

«В 2012 году президент в своём выступлении в Торгово-промышленной палате РФ, рассматривая всю схему третейских судов, назвал их в большей степени «карманными», — констатировала Екатерина Субботина. — Государство это не устраивало, и в 2015 году был издан закон об арбитражных учреждениях, который упраздняет третейские суды в принципе».

Сейчас самым главным ограничителем оказывается кадровый состав. Минимальное число судей в таком учреждении будет не менее 30, из которых половина должна быть профессиональными судьями в отставке, за исключением тех, кто работал в уголовном составе.

Ещё 10 должны быть как минимум кандидатами юридических наук определённых специализаций. И лишь пять человек из 30 могут быть привлечёнными специалистами без юридического образования. По неофициальным подсчётам, в Вологде лишь единицы подходят под эти критерии и готовы работать в третейском суде.

Две другие отличительные черты — это полная открытость такого суда, включая публикацию на официальных сайтах всех его решений, а также статус автономных некоммерческих организаций — АНО. До недавнего времени эти пункты не были обязательными. Но это ещё не всё.

Сложный процесс

«Теперь основным документом, на основании которого третейский суд может начать свою деятельность, станет разрешение правительства Российской Федерации, — отмечает Екатерина Субботина. — Процесс создания третейских судов сейчас очень сложный, поэтому число третейских судов сократится на 90%. В итоге по всей России останется не более сотни судов из существующих двух тысяч».

«Премьеру» стало известно, что после завершения перерегистрации третейских судов в их ведение могут передать рассмотрение дел о банкротстве предприятий. Это укладывается в заявленную стратегию развития судебной системы, согласно которой государственные суды нужно освободить от излишней нагрузки.

Один из третейских судов Вологды до недавнего времени действовал и при юридической фирме Николая Шалаевского. «На данный момент его деятельность фактически не ведётся, поскольку мы не подходим под новую редакцию закона, — отметил собеседник «Премьера». — Я не исключаю, что войду в состав другого третейского суда или создам обновлённый суд в соответствии с новым законодательством».

Николай Шалаевский убеждён, что в целом изменения законодательства пойдут во благо. «Я не оспариваю необходимости изменений: нужно популяризировать институт третейского разбирательства и очиститься от так называемых карманных третейских судов, — убеждён юрист. — Если новые третейские суды будут соответствовать принципу законности и добросовестности, то это будет выгодно всем нам».

Владимир Пешков

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>