Статьи

Дорога к дому

Два представителя родственных семей череповецких дворян в конце холодной войны одновременно возглавляли советское «Иновещание» — «Московское радио» и русскую службу американского радио «Свобода».

Потомки Верещагиных-Гальских Александр Плевако и Константин Гальской впервые встретились в 1992 году в Череповце.

Гальские или Верещагины?

История череповецких дворян и помещиков выглядит довольно запутанной. Представители обеих ветвей рано или поздно вступали в родственную связь. И хотя только один из визави сохранил фамилию своей именитой семьи, их обоих вместе стоит считать именно Верещагиными. И дело вот в чём.

Отсчёт в родословной и для Александра Сергеевича, и для Константина Владимировича стоит вести с Анны Васильевны Гальской, урождённой Верещагиной. Это родная тётка художника Василия Верещагина и основателя вологодского маслоделия Николая Верещагина.

Впервые дворяне Верещагины упоминаются в XVII веке. Тогда же Гальские, пришедшие, по одной из версий, из Галиции, поступили на службу к московскому государю. С 1678 года Гальские владели имением в Пошехонском уезде. В 1730 году помещик Семён Гальской в результате удачной женитьбы стал владельцем усадьбы Алексеево (ныне — Малечкино).

В начале XIX века Анна Васильевна вышла замуж за Николая Гальского, а в 1849-м их сын Лев Гальской женился на дочери уездного предводителя дворянства Андрея Кудрявого. В качестве приданого он получил усадьбу Горку, расположенную на берегу Шексны напротив устья реки Ягорбы. Ныне она известна как усадьба Гальских. Выходит, что Лев Гальской приходится двоюродным братом Василию и Николаю Верещагиным.

Константин Гальской — это праправнук Льва Николаевича по мужской линии. А вот Александр Плевако — это внук художника Василия Верещагина. Его мать умерла при родах, оставив завещание, согласно которому маленький Саша должен был воспитываться в семье близких друзей — сына известного адвоката Федора Плевако. Так Александр Сергеевич получил и новую фамилию, и новое отчество, и до начала 90-х годов прошлого века не афишировал свои верещагинские корни.

Иные голоса

Константин Гальской родился в семье архитектора-эмигранта Владимира Гальского, по образованию — историк, имеет учёную степень доктора. Работал в Гуверовском институте, входящем в систему Стэндфордского университета, и только затем Константин Владимирович отметился на ниве журналистики. В начале 1990-х он был главным редактором русскоязычной версии журнала «Ридерз дайджест». Но более всего Гальской известен по своему предыдущему месту работы: с 1986 года он руководил русской службой радио «Свобода». Его приход на радиостанцию описан в романе Владимира Войновича «Автопортрет. Роман моей жизни», вышедшем в свет в 2010 году.

«Пришел, осмотрелся, решил навести экономию, — пишет Войнович. — Спросил, почему некоторым авторам платят так много. Ему объяснили, что Войнович, Некрасов, Владимов (имеются в виду писатели-эмигранты Виктор Некрасов и Георгий Владимов. — Прим. ред.) — это особо ценные авторы». На это Гальской ответил, что нужны, мол, не ценные авторы, а те, кто обходится подешевле. Впрочем, сотрудничество их на этом не закончилось, хоть и сопровождалось определенными трениями.

Власти СССР и стран Восточной Европы рассматривали «Свободу» как информационное оружие в холодной войне. Считалось, что её деятельность была направлена на возбуждение общественного недовольства действиями власти в нашей стране, формирование массовой оппозиции правящему режиму. К тому же там работало довольно много диссидентов-эмигрантов вроде того же Войновича, что не могло не вызывать раздражения у советской власти.

Взыскательная аудитория

Александр Плевако, в отличие от Гальского, проработал в журналистике всю жизнь. Если говорить точнее, то речь идет о системе советского Гостелерадио. В 1978 году его назначили руководителем информационной службы «Иновещания». С 1989 по 1991 годы Александр Сергеевич был заместителем председателя Гостелерадио СССР и одновременно руководителем Центрального радиовещания на зарубежные страны («Иновещания»).

«Иновещание» в 80-е годы ХХ века значительно повысило оперативность передачи новостей об СССР за рубеж, порой удивляя взыскательную западную аудиторию. И все-таки две радиостанции разительно отличались друг от друга. Радио «Свобода» рассказывало советским гражданам не о своём мире, а о новостях из СССР, которые было невозможно почерпнуть из советской прессы. На «Свободе» было много прямых эфиров, а «Московское радио» всегда давало передачи в эфир в записи.

В целом советское «Иновещание» отставало от своих западных оппонентов по целому ряду параметров: к примеру, оно запускало в эфир только официальную информацию, а западные радиостанции в какой-то момент перешли и на разговорный формат.

В СССР против так называемых вражеских голосов, в число которых также входили «Голос Америки», «Би-Би-Си» и «Немецкая волна», была развёрнута сеть глушения, окончательно прекратившая блокировать радиосигнал лишь в конце 1988 года. А вот на Западе ничего подобного против советского радио не предпринимали, считая это бессмысленным.

Выходит, что во второй половине 80-х оба потомка Верещагиных-Гальских работали по разные стороны иновещания на руководящих должностях. И ничего не знали о своих родственных узах, пока череповчане не познакомили их на открытии усадьбы Гальских.

Родовое гнездо

Родственные связи были восстановлены благодаря изучению истории усадьбы Гальских в конце 80-х годов прошлого века. В то время усадьбой руководила нынешний депутат Законодательного Собрания Татьяна Никитина. «Усадьба Гальских — это уменьшенная копия куркинской усадьбы, — рассказывает Татьяна Ивановна. — Основное отличие в том, что усадьба в Куркино частично построена из кирпича, а частично — из дерева. Усадьба Гальских же полностью деревянная. Связано это с тем, что череповецкий помещик Кудрявый взял в жёны дочь владельца усадьбы Куркино Резанова».

Ценность усадьбы Гальских в том, что это — один из немногих деревянных памятников архитектуры, построенных в стиле классицизма. Практически все из них утрачены, большинство — сгорело, а уцелели лишь единичные. И дом Гальских в их числе.

Усадьба была поставлена на государственную охрану ещё в 1920-е годы, несмотря на то, что в здании в то время находилась совхозная контора, а затем дом снова стал жилым. За годы советской власти было конфисковано и, естественно, утрачено многое имущество. Отдельные предметы попадали в музей различными путями. Сохранились несколько живописных портретов, которые сегодня висят на тех же местах, как это было при последних хозяевах усадьбы. Сохранилось большое количество фотографий интерьеров, самого дома и его окрестностей.

Само здание было жилым и перед реставрацией было расселено. Начиная с конца 1970-х годов, работой над воссозданием усадьбы руководила Татьяна Сергеева в качестве директора Череповецкого музейного объединения, в состав которого усадьба входит до сих пор.

«Надо отдать должное жителям, которых было 19 семей, — они сохранили большую часть изразцовых печей и межкомнатные двери, — отмечает Татьяна Ивановна. — Они любили свой дом и бережно к нему относились».

Серьёзной проблемой для исследователей стало полное отсутствие документов. До революции Череповец был частью Новгородской губернии, поэтому их основной массив оказался в Новгороде. Во время войны в нём шли активные военные действия, большая часть здания сильно пострадала. Досталось и архиву — содержавшиеся в нём материалы были полностью уничтожены. Выход на связь с потомками Гальских и Верещагиных можно назвать настоящим чудом.

Встречи на Шексне

Первая встреча потомков прошла в 1992 году в честь 150-летия со дня рождения Василия Верещагина. На неё приехало несколько десятков человек — представителей семей Янишей, Клейманд (ветви Гальских) и Плевако. Собрались люди, не только родившиеся ещё в дореволюционном Череповце, но и их дети с внуками. Самые младшие даже не знали, что родовое гнездо существует до сих пор.

«Очень хотелось собрать всех их дома, восстановить семью, — вспоминает Татьяна Никитина. — Мы не знали, наладится ли общение между ними, ведь все люди достаточно разные, на протяжении многих лет не знавшие о существовании друг друга. Но они привезли фотографии, сравнивали их, обсуждали. Для музея это было очень важно. Это было действительно общение, и мы, сотрудники, чувствовали себя частью этой семьи. На тот момент мы обладали даже большей информацией, чем они. Это было очень непосредственное общение».

Бывший руководитель Череповецкого музейного объединения Татьяна Сергеева убеждена, что повторить такое мероприятие сегодня невозможно. «На это сейчас не хватит ни сил, ни денег. Но тогда организовать это удалось. Были сделаны серьёзные вложения в реставрацию. Не всё удавалось, бывали перебои с финансированием. К счастью, реставрация была завершена», — рассказывает Татьяна Ивановна.

Во второй раз наследники Верещагиных и Гальских собрались в Череповце в 2009 году на открытии здания усадьбы после реставрации. На этот раз среди них был только Константин Гальской, Александр Плевако приехать не смог. «Было заметно, что они действительно общаются между собой, — вспоминает научный сотрудник музея Оксана Рягузова. — Между этими встречами они дважды собирались в Петербурге. Семья Гальских заинтересовалась историей Янишей, и мы вместе составили генеалогическое древо этой семьи. Во время приезда наши гости пополнили нашу экспозицию личными вещами Гальских».

Александр Сергеевич, впрочем, каждый год приезжает в Череповец на Верещагинские дни. Так было и в конце прошлого года. «Надеюсь, мы возьмем на вооружение все хорошее, что было в известных и дорогих нам людях, чтобы жизнь была богатой знаниями, дружбой и любовью», — цитирует слова Плевако ИМА «Череповец».

«Премьер» в течение нескольких месяцев пытался связаться с Константином Гальским и Александром Плевако, но их представители ответили отказом.

Владимир Пешков

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>