Статьи

Внутренние колебания

Экономисты прогнозируют новое падение курса рубля в 2018 году. В наступившем году, по прогнозам, нефть может подешеветь, что потянет вниз рубль.

По прогнозам одних экспертов, это произойдёт к середине года, по прогнозам других — чуть позже. При этом эксперты уверены, что обычные россияне навряд ли почувствуют разницу, в отличие от бизнесменов, зависящих от валютных платежей.

По прогнозу аналитика АО «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, прошлогодний дефицит нефти, который привел к укреплению рубля, привел к росту добычи в США, в связи с чем в 2018 году вероятно формирование профицита нефти. С таким прогнозом согласен руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов, но, по его мнению, угроза существует в дальней перспективе.

«В ближайшие полгода это вряд ли может произойти. Сейчас совершенно другие тенденции, и, когда именно развернутся рынки, сказать точно никто не может. Но степень этого ослабления рубля навряд ли будет большой. Я думаю, что с нынешних 57 рублей за доллар мы можем сдвинуться до 80. Но в сравнении с тем, как упал рубль в 2014-2015 годах, это не будет катастрофой», — рассуждает он.

25 января стоимость нефти эталонной марки Brent достигла 71 доллара за баррель — самого высокого уровня, начиная с 2014 года. Нигматуллин прогнозирует, что цена на нефть в нынешнем году может приблизиться к её себестоимости, которая оценивается примерно в 50 долларов. «С точки зрения цен на нефть локальный минимум может в теории быть зафиксирован в диапазоне между $50 и $60 по Brent. При этом наш официальный прогноз по ценам на нефть к концу 2018 года составляет $63-72 за баррель Brent, и более краткосрочных прогнозов мы не даем», — уточнил эксперт.

Негативную тенденцию может отчасти ослабить рост потребления нефти в мире, который, по разным оценкам, может составить от 3 до 4%. «Сейчас есть опасения, что увеличения глобального потребления на фоне ускорения темпов роста мирового ВВП в 2018 году не хватит для того, чтобы нивелировать рост производства в США и других странах», — объясняет Тимур Нигматуллин.

По его прогнозу возможные колебания курса рубля не окажут значительного влияния на наполняемость бюджета. «Курс рубля — плавающий, а бюджет номинирован в руб­лях. Соответственно, ослабление рубля в значительной мере нивелирует падение цен на нефть», — подчёркивает он. Проще говоря, даже если выручка в валюте уменьшится, то ещё не значит, что она аналогично сократится в рублёвом выражении.

По уверению экспертов, колебания курса рубля навряд ли будут заметны для простых людей, покупающих товары за рубли. Об этом в конце прошлого года говорил, отвечая на вопрос корреспондента «Премьера», известный экономист Константин Сонин. Не противоречит ему и депутат ЗСО, доктор экономических наук Михаил Селин. «Только два процента населения страны имеют возможность поменять рубли на доллары. Подавляющая масса людей живёт только на зарплату, которую получают рублях и используют, как правило, на текущие расходы», — разъяснил он.

Более долгосрочная угроза для российского рубля — это возможные экономические проблемы в Китае. «Если третья волна мирового кризиса развернётся в связи с возможным падением китайской экономики, можно будет применять готовые рецепты экономического регулирования и стимулирования экономики, которые позволят удержать экономическую ситуацию и даже поддержать рост, что может стать серьёзной опорой для рубля, — убеждён Василий Колташов. — Зависимость руб­ля от нефти сохраняется. Но нужно учитывать, что произошли серьёзные изменения в экономической практике государства».

Федеральный бюджет 2018 года свёрстан, исходя из консервативного прогноза по цене нефти в размере 43,8 доллара за баррель. При этом в прошлом году было утверж­дено «бюджетное правило», согласно которому сверхдоходы от продажи нефти (то есть, если нефть будет стоить дороже 45 долларов) должны быть направлены на восполнение резервов, из которых в кризисные годы пополнялся дефицит.

Владимир Пешков

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>