Неопубликованное

Про аэропорт Владикавказа [Неопубликованное]

Если вкратце, то дело было так. Ехал я в августе домой из Грузии. Обратные билеты оказались сильно дороже билетов туда, поэтому пришлось обратно ехать через Владикавказ. С собой у меня был чемодан с четырьмя бутылками алкоголя — две бутылки вина, переданные через меня для Исаака Абрамовича Подольного, и ещё две бутылки чачи, переданные через меня же разными людьми для разных людей. Всё куплено в магазинах, всё в стекле и с акцизными марками, хотя и с грузинскими. Всего три литра, максимальная крепость – 55%. Что случилось дальше – читайте в выдержках документах ниже, в которых я задаю вопросы разным контрольно-надзорным органам и получаю ответы.

В-общем, дело было так. 19 августа 2017 года я летел из аэропорт Владикавказ в Москву. Окончание посадки должно было произойти в 12:45, вылет в 13:10. На входе по непонятной причине скопилась огромная очередь, лично я прошёл в зону контроля безопасности в 13:00. Неизвестный мне человек на пункте пропуска в зону безопасности изъял мой паспорт вместе с посадочным талоном, не сообщив о цели своих действий. Я был вынужден проследовать за ним через зону безопасности в помещение, в котором происходит обработка багажа. Во время прохождения контроля безопасности я, на мой взгляд, не был досмотрен должным образом: при прохождении рамки раздался сигнал, соответствующий тому, что на мне присутствуют металлические предметы (я думаю, что аппаратура отреагировала на ремень и ботинки), однако я должным образом, на мой взгляд, досмотрен не бы, ремня и ботинок не снимал и был пропущен далее.

Так вот, помещения для сортировки багажа. Я туда попадаю и обнаруживаю, что неизвестные мне люди интересуются моим багажом, то бишь, чемоданом с алкоголем. Мне скрывать нечего, я открываю чемодан и показываю, что в нём есть. Они рассматривают бутылки и сообщают об изъятии одной бутылки чачи и одной бутылки вина, почему остальные две бутылки не вызвали интереса, мне не ясно. В итоге выясняется, что у меня изымают одну бутылку чачи, вино оставляют. Неизвестный мне человек сообщил мне, что провоз чачи запрещён некими правилами в связи с тем, что эта жидкость, якобы, легко воспламеняются и что её необходимо изъять. При этом, по моей оценке, я рисковал либо серьёзно задержать рейс, либо опоздать на него. В первом случае на меня, по моему мнению, на меня могли бы быть наложены серьёзные санкции, значительные для меня в финансовом плане. Во втором случае я бы потерял билет, что также бы сильно ударило по моим финансам. Мне предложили оформить акт изъятия, но, оценив сложившуюся обстановку, я предпочёл отказаться, поскольку стоимость бутылки чачи в любом случае несопоставима с возможными потерями, связанными проблемами с вылетом. После этого мне был возвращён паспорт с посадочным талоном и я проследовал на самолёт.

Итак, я отправил в ряд инстанций запросы с рядом вопросов.

1) Кем был человек, изъявший мой паспорт и проводивший меня через зону контроля безопасности в помещение, в котором производилась обработка багажа? Имел ли он полномочия на данные действия?

По данным знатоков из линейного отдела управления МВД на транспорте, это были два разных человека. Назовём их Ц. и Г.


2) На основании каких пунктов каких регламентирующих и регулирующих документов были произведены описанные выше действия в зоне контроля безопасности и помещении, где производится обработка багажа?

Прямого ответа, какими нормами руководствовались господа Ц. и Г., никто не дал. Видимо, все авторы ответов посчитали, что дали его по вопросу 5, но это не одно и то же.

3) Какие цели преследовал этот человек? Зафиксировано ли это в отчётности соответствующих служб аэропорта? Имеется ли запись видеонаблюдения? Какие именно действия в отношении меня зафиксированы на видеозаписи начиная с момента, когда я подошёл к пункту пропуска пассажиров в зону контроля безопасности и заканчивая моментом посадки на самолёт?

На этот ответ исчерпывающе отвечает линейный отдел управления МВД на транспорте.

4) По какой причине контроль безопасности пассажиров проходил так медленно? За сколько минут до вылета через контроль безопасности прошёл последний из пассажиров данного рейса? Соответствует ли это соответствующим нормам?

Наиболее полно отвечает межрегиональное управление транснадзора:

5) Разрешено ли провозить указанные выше алкогольные напитки в багаже? Какими документами это регламентируется и регулируется? По какой причине у меня была изъята только одна из двух идентичных бутылок чачи?

Отвечает транспортная прокуратура:

Насчёт того, почему изъяли только одну бутылку, ответ есть выше: по их словам, у меня вообще ничего не изымали.

6) Какими документами регламентируется и регулируется контроль безопасности пассажиров? Регулируется ли каким-либо образом процесс досмотра пассажира сотрудниками службы безопасности аэропорта?

7) Необходимо ли снимать все металлические предметы, на которые реагирует соответствующим звуковым сигналом рамка безопасности, и направлять их на досмотр через интроскоп?

8) Допустим ли досмотр посредством переносными устройствами досмотра и контроля безопасности взамен использования интроскопа в данном случае?

На все три вопроса один короткий ответ даёт транспортная прокуратура. Но ответ ли это?

9) Соответствали ли действия указанного выше неизвестного мне человека нормам закона, а также положениям нормативно-правовых актов, регулирующих и регламентирующих контроль безопасности пассажиров, досмотр багажа, правила провоза багажа, изъятие предметов из багажа?

Тут по существу обнаружено два нарушения, плюс одно нарушение по работе с моим обращением. По контролю безопасности нарушений не обнаружено. Опять же, отвечает линейный отдел МВД на транспорте.


Какие выводы мы делаем из всей этой поучительной истории?

1) Нефиг ездить во Владикавказ, если ты везёшь алкоголь. Вези его из Грузии напрямую, там мозг до такой степени не выносят. В смысле, вообще не выносят, если всё соответствует. Да и вообще, Владикавказ может сильно огорчить и отнюдь не факт, что ты сумеешь восстановить свои права.

2) Если у тебя изъял паспорт кто угодно, кто не являются сотрудником государственных и муниципальных органов, никакой ответственности этот человек, по-видимому, не понесёт, как не понёс никакой ответственности инспектор Ц. Может, стоит уточнить в этом случае нормы закона?

3) Абсолютно непонятно, что есть правильный предполётный досмотр. Когда ты летишь за границу, то тебя просвечивают насквозь, заставляют снимать ботинки, ремень, нужно доставать мелочь из карманов и так далее. Чем в смысле авиационной безопасности отличается аэропорт Владикавказа? Наверно, они очень торопились, потому что самолёт опаздывал, только так могу объяснить произошедшее.

4) И, в конце-концов, непонятно, почему к видеозаписи имел доступ линейный отдел полиции (мне звонили, чтобы выяснить, как я выгляжу; плюс они показывают в ответе, что смотрели видеозапись) и почему её никто не сохраняет для последующей проверки, тем более, что на ней не обнаружено ничего предосудительного? Так или иначе, нарушение в работе с моим обращение выявлено, хотя и не вполне ясно, в чём оно заключается.