Статьи

Хляби небесные-2

В Вологодском районе всё-таки объявили чрезвычайную ситуацию в сельском хозяйстве.

Сергей Жестянников объявил о введении режима ЧС 20 сентября, накануне своего официального вступления в должность — до этого момента он работал по контракту как глава администрации. «После тщательно проведённых обследований посевов на полях наших сельскохозяйственных предприятий мы приняли важное решение — ввести на территории Вологодского района режим чрезвычайной ситуации», — написал руководитель муниципалитета на своей странице в социальной сети.

Общие потери новый глава Вологодского района оценил в 4 тысячи га. В основном это зерновые, лён и картофель. По данным Департамента сельского хозяйства, в целом по области потери оцениваются в 30-35 тысяч га, что составляет примерно четверть от всех посевов. По официальным данным, ЧС на 1 сентября уже была введена в Вожегодском и Тотемском районах.

В ожидании худшего

Из-за обильных дождей нынешним летом сельхозпроизводители испытали на себе две большие проблемы. Во-первых, пришлось переносить сроки посевной и уборочной кампаний: первая сместилась на две недели, вторая — на месяц. «Произошло отставание сельскохозяйственных культур в росте и развитии, гибель, усиление действия болезней растений, гниения корневой системы растений», — говорится в размещённом на сайте ЗСО документе за подписью начальника Департамента сельского хозяйства Сергей Поромонова. Он заступил на руководящий пост в начале мая нынешнего года, и последовавшие за этим ливни стали для него серьёзным испытанием.

Результатом стало общее снижение урожайности, а порой и гибель посевов. Самая большая проблема — это заготовка кормов. По состоянию на прошлую неделю заготовки силоса составили 99% от плана, сена — 69%, сенажа — 85%. Планируется, что заготовка кормов продолжится до 1 октября. «Во всех категориях хозяйств Вологодской области насчитывается более 167 тысяч голов крупного рогатого скота, в том числе коров — 76 тысяч голов, — заявил Сергей Поромонов 21 сентября во время сессии ЗСО. — Несмотря на сложные погодные условия, план выполняется на данный момент на 87%. Заготовлено кормов в кормовых единицах 257 тысяч тонн. Можно отметить, что на сегодняшний период времени ситуация по заготовке кормов стабилизировалась».

Зато есть проблемы с уборкой зерновых и овощей. Первых на начало сентября было убрано вдвое меньше, чем год назад, при снижении урожайности с 21 до 17 ц/га. Площади, на которых выкопан картофель, в нынешнем году оказались меньше вчетверо, чем в прошлом, при снижении урожайности с 222 до 107 ц/га. Всего с 5 га были убраны овощи против 43 га годом ранее при урожайности 244 против 354 ц/га в 2016-м. «В общей сложности предприятия не смогли вовремя дать хороший урожай. Прогнозируем, что по текущему году снижение урожайности составит порядка 20-30%. По всем близлежащим регионам видно, что наблюдается снижение валового сбора зерна по причине позднего созревания. По урожайности снижение, кроме нашей области, наблюдается в Ярославской, Псковской областях и других», — отметил Сергей Евгеньевич.

Заложат в цену?

Возможные убытки сельхозпроизводители, вероятно, заложат в стоимость своей продукции. Такую возможность эксперты «Премьера» не исключали ещё в июле. На сессии этот возможный вариант развития событий озвучил руководитель фракции ЛДПР Антон Гримов: «Я уверен, что это повлияет на цену, на конечный продукт, уверен, что это отразится на потребителе. Думаю, сельхозпроизводители за счёт цены будут пытаться компенсировать свои затраты».

Сергей Поромонов считает, что ничего подобного не будет. «Мы уже общались с крупнейшими производителями, — ответил руководитель профильного Департамента на вопрос парламентария. — Предприятия гарантировали, что они не будут повышать цену. На данный момент на рынке картошка представлена и из других регионов. Наша ещё не до конца выкопана и не настолько хорошо представлена. Ценовой вопрос варьируется от 15 до 20 рублей за килограмм».

Производители уточняют: цена на продукцию зависит не столько от договорённостей с правительством, сколько от политики переработчиков зерна и конкуренции на рынке овощей. При этом мало кто из них верит, что бюджет окажет реальную финансовую помощь.

«Главное, чтобы с нас не списали ранее полученные субсидии, — рассказал «Премьеру» председатель СХПК «Ильюшинский» Вологодского района Андрей Клёков. — Мы же брали на себя обязательства посеять столько-то, убрать столько-то. Нашей вины в невыполнении плановых показателей нет. Как минимум 30% площадей просто погибли, а на тех площадях, которые подошли под уборку, вместо ожидаемых 30 ц/га, мы получаем 22-23».

Не меньшее влияние нынешняя непогода окажет и на ход работ в будущем году. Кроме разбитых полей, речь идёт о возможном срыве работ по вспашке зяби. «Надеемся, что в этом году удастся вспахать зябь и подготовиться к следующему году. Вспахано 25%, техника просто не идёт по полям. Если осенью не вспашем, эти работы полностью перенесутся на будущий год», — объяснил Андрей Александрович.

Слово и дело

Впервые введение ЧС на уровне области было анонсировано ещё в начале июля. За громким заявлением не последовало главного: режим чрезвычайной ситуации вводили только отдельные районы, но на уровне региона этого так сделано и не было.

Как выяснилось, такой режим областное правительство планирует ввести по итогам уборочной. «Мы всё это контролируем, с Минсельхозом у нас уже были предварительные разговоры, — рассказал Сергей Поромонов. — Замминистра порекомендовал принять исчерпывающие меры по уборке урожая, после чего представить в министерство реальные цифры. Прогнозные цифры Минсельхоз у нас не принимает. Как положено по процедуре, делается обследование, оформляется акт, высчитывается по формулам понесённый ущерб и эти цифры представляются в министерство».

Хотя точных оценок потерь на сегодня никто не озвучивает, все заинтересованные стороны констатируют: убытки будут значительные. «Федеральное правительство, понимая данную ситуацию, приняло решение о выделении дополнительных средств на компенсацию данных потерь, — подчеркнул председатель комитета ЗСО по агропромышленному комплексу Владимир Буланов. — Но, как понимаете, средства эти выделяются всегда меньше фактических потерь. Поэтому наша задача сегодня в том, чтобы оперативно, объективно и точно рассчитать эти потери, чтобы Вологодская область гарантированно вошла в число получателей этих бюджетных средств».

Владимир Пешков

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>