Статьи

Выйти из тени

Россия исключает из чёрного списка офшоров Британские Виргинские острова. Всего «Премьеру» известно о девяти вологодских компаниях, у которых есть владельцы, зарегистрированные именно там.

В широком смысле офшором считается также и Республика Кипр, гораздо более популярная в среде российских и региональных бизнесменов. Россия исключила Кипр из чёрного списка в 2012 году. По информации газеты «Ведомости», приказ Федеральной налоговой службой России подписан, находится на регистрации в Минюсте и должен вступить в силу с нового года.

Уйти от налогов

Британские Виргинские острова (БВО) — это британская заморская территория в составе Карибских островов. Их открыл в 1493 году Христофор Колумб. Виргинские острова контролируют три государства — восточная часть принадлежит Великобритании, центральная — США, а западная — Испании. До сих пор БВО считались офшором с наибольшей конфиденциальностью. Известно, что «офшоризация» БВО началась в 1970-е. В 1984 году был принят новый закон о международных коммерческих компаниях, согласно которому зарегистрированная на этой территории международная компания освобождается от местных налогов.

Регистрация компании в офшоре сама по себе — не криминал вне зависимости от того, какие цели преследует конечный владелец. Проблема для ряда бенефициаров заключается в том, что теперь правительство БВО обязалось по запросу российской Федеральной налоговой службы выдавать данные о владельцах той или иной фирмы. «Если бенефициары преследовали откровенно криминальные цели, то исключение этой территории из черного списка будет для такой компании крайне неприятным — российские налоговые органы смогут оперативно получать любую информацию не только о реальном владельце компании, но и обо всём, что касается ее финансовой деятельности на островах. Для тех же, кто собирается платить налоги по-честному, исключение BVI из черного списка пойдет только на пользу», — объясняет аналитик группы компаний «Финам» Алексей Коренев.

«Количество зарегистрированных там компаний последние годы неуклонно падает, и сейчас на Британских Виргинских островах регистрируют компании лишь те, кто не боится публичности и налоговых проверок», — констатируют в своей статье в журнале «Форбс» заместитель директора и руководитель PR-отдела «Трансперенси Интернешнл-Р» Илья Шуманов и Глеб Гавриш. По данным «Финама», в 2014 и 2015 годах приток инвестиций на БВО рос на 3,1 и 2,4 миллиарда долларов соответственно. В нынешнем году из-за массовой ликвидации активов этот показатель уменьшился на 962 миллиона.

Претензий не будет

С Британскими Виргинскими островами, в первую очередь, ассоциируются предприятия, связанные с Алексеем Мордашовым. Упоминаемые ниже компании находятся по двум адресам в Череповце: дома 30 и 33 по улице Мира. Первый из этих адресов — официальный адрес ПАО «Северсталь» и Череповецкого металлургического комбината, второй — ООО «Севергрупп», которое является головной организацией всех принадлежащих самому состоятельному россиянину предприятий. ООО «Алтайголд» принадлежит «Прогноз Инвест Лтд» на 100%, ООО «Севергрупп» — «Майлзоун Холдингс Лтд» на 0,01%, ООО «Северсталь-Вторчермет» — «Камбэй Сервисес Лимитед» на 0,0001%.

Основная доля в ПАО «Северсталь» при этом принадлежит нескольким организациям, зарегистрированным в кипрском Лимасоле. В прошлом году Арбитражный суд Москвы выяснил, что, по крайней мере, в 2010-2011 годах частью из этих компаний владели организации, зарегистрированные на Британских Виргинских островах. Федеральная налоговая служба уточнила, что в те годы «Северсталь» направила дивиденды кипрским компаниям, уплатив, по закону, льготную ставку налога. Но затем эти деньги в основной массе были перечислены компаниям с БВО, на которых соответствующая норма не распространялась. Сумма претензий налоговой, включая недоимку и пени, составляла 981 миллион рублей.

После того, как с 1 января 2018 года БВО исключат из чёрного спис­ка, повода для претензий налоговых органов к «Северстали» больше не будет, поскольку на них будет распространяться та же налоговая льгота, что и на Кипр. «Таким образом теперь зарегистрированная на БВО компания не будет рассматриваться как контролируемая, а это означает, что результаты её деятельности в общем случае не будут облагать налогами в России», — резюмирует Алексей Коренев.

Собеседник «Премьера» на «Северстали» призвал не связывать прошлогодний судебный процесс с нынешним изменением статуса БВО. «Мы находимся в постоянном контакте с налоговыми органами, оперативно предоставляем всю запрашиваемую информацию. В результате мы определились по значительной части потенциальных претензий, что нашло отражение в финансовой отчетности», — сообщили «Премьеру» в пресс-службе компании. Согласно отчетности, оценка возможных налоговых претензий снижена до $8 млн со $132 млн (следует из отчета за 2 квартал). Решение ФНС об исключении БВО из чёрного списка офшоров в компании не комментируют.

Владимир Пешков

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>