Статьи

Разница потенциалов

Вологодские одномандатники в Государственной Думе работают с избирателями активнее депутатов, избранных по партийным спискам

Лидерами по ЧИСЛУ принятых на личном приёме граждан среди депутатов-вологжан стали Евгений Шулепов и Алексей Канаев. Они бывают в регионе чаще, а встреч с избирателями проводят больше. Но сравнивать их работу с коллегами из других регионов навряд ли возможно из-за целого ряда факторов.

Напомним, в прошлом месяце вологжане активно обсуждали вышедшие ещё летом рейтинги депутатов. В рейтинге работы в регионах выше всех вологжан оказался Канаев, а в интегральном — уже Шулепов. Чем же отличается работа разных депутатов, разбирался корреспондент «Премьера».

Как посчитать?

Самый главный вопрос, который встаёт перед любым человеком, который пытается оценить работу депутатов: какие критерии использовать? Из официальных источников проще всего получить данные о количестве внесённых законопроектов и числе выступлений на пленарных заседаниях. Но тут есть несколько нюансов. Во-первых, законопроект законопроекту рознь, да и в число инициаторов депутат входит далеко не всегда сразу. Во-вторых, выступить на пленарном заседании может далеко не любой желающий.

«К примеру, когда мы принимаем бюджет, у нас не каждый депутат может выступить, а только представители фракций, по 3-4 человека, — рассказывает единоросс Алексей Канаев. — О чём это говорит? О том, что в рамках фракций идёт подготовка аргументов за и против, идёт спор, а затем это сводится в сжатые компактные выступления, которые доносят те люди, кого фракция делегирует, — с опытом депутатской работы, соотносящиеся с комитетом, который ведёт тот или иной вопрос».

Другой очевидный критерий — это объём публикаций в СМИ. Но и тут есть подводные камни. Кто-то из депутатов в силу своего прежнего рода деятельности более интересен для журналистов. Это могут быть известные артисты, спортсмены, учёные. Кто-то из народных избранников вообще не стремится к публичности, а другие, напротив, могут нанять даже отдельного пресс-секретаря.
Доктор политических наук Михаил Смирнов считает, что без глубокого погружения в тему описать деятельность депутатов навряд ли возможно, не говоря о сравнении их между собой.

«Все депутаты работают в разных комитетах, у них разные регионы, разное количество избирателей. Всегда нужно учитывать и конъюнктурность некоторых рейтингов, и сложность в передаче реальной работы депутатов для восприятия населения», — объясняет он.

Касательно оценки работы депутатов в своих регионах Михаил Михайлович предлагает смотреть на то, сколько времени парламентарий проводит в своём округе, количество обработанных им обращений граждан, но «зацикливаться на этом нельзя». «Ну и потом, депутаты избираются для законотворческой представительной работы, но не все могут себя проявить как законотворцы из-за партийной иерархии. У депутата могут быть самые разные контакты в интересах региона. Критериев много, но смотреть нужно индивидуально, простых ответов нет», — констатирует эксперт.

Поедем, поработаем

Попытавшись оценить работу депутатов именно в Вологодской области, «Премьер» столкнулся с тем, что сравнить их по этому критерию тоже довольно непросто. Избранные по одномандатным округам Алексей Канаев и Евгений Шулепов проводят в регионе почти всё свободное время, когда нет обязательных мероприятий в Думе. В месяц три недели все депутаты обязаны присутствовать на пленарных заседаниях и одну неделю — работать в своих округах.

На Вологодчине они оба проводят примерно одинаковое число дней — кроме единственной в месяце «региональной недели», это ещё и выходные. Но Евгений Борисович, как выяснилось, принял заметно большее число посетителей, чем Алексей Валерианович. Евгений Шулепов, судя по статистике его приёмов, чаще встречается с группами избирателей, нежели с одиночными посетителями: «Почти ежедневно и в Вологде, и в Москве встречаюсь с бизнес-сообществом, руководителями предприятий. Сообща мы решаем конкретные проблемы, которые касаются разных отраслей: строительной, промышленной, банковской и так далее. Чаще всего эти проблемы требуют изменений в законодательстве. Поэтому вместе мы разрабатываем законопроекты, которые должны защитить вологжан, учесть их интересы».

Опора на партию

В свою очередь справедливоросс Алексей Чепа в нашей области после выборов-2016 не был вовсе. Сергей Каргинов избран по федеральной части списка ЛДПР, и формально Вологодская область его округом сегодня не является. Но на своей родине он бывает, пусть и нерегулярно. Оба говорят о том, что у их партий достаточно разветвлённая структура, чтобы оперативно получать информацию с мест. Оба напоминают о том, что есть и дистанционные средства связи, самое простое из которых — это электронная почта.

При этом у того и другого депутата особая специфика работы. Алексей Чепа — зампред Комитета по международной деятельности и, по существу, не вылезает из заграничных командировок. Избран он, напомним, от нескольких регионов по списку своей партии. «Депутат, избранный от нескольких регионов, представляет интересы всех этих регионов, у него более широкий круг обязанностей, — отмечает Алексей Васильевич. — У одномандатника один округ, ему легче работать. Но я не думаю, что стоит разделять на территории. Многое зависит от комитета. Есть наш комитет: мы каждую неделю принимаем делегации, которые приезжают в Россию. Это делается в нерабочее время, в выходные дни, в обеденное время, вечером».

Сергей Каргинов — первый заместитель руководителя центрального аппарата ЛДПР, и в его зону ответственности входит вся страна. По словам Сергея Генриховича, партия наладила работу центрального аппарата со всеми районными отделениями и готовится «выйти на уровень каждого активиста». «Понимаю, что я уроженец Вологодской области, и стараюсь максимальное внимание оказывать своей родине, но бывать часто не получается физически, — говорит он. — Не главное, где находится физическая оболочка человека или сколько он отсидит за определённым столом. Важно, какой эффект он принесёт».

Владимир Пешков

Георгий ШЕВЦОВ, депутат Государственной Думы в 2003-2011 гг.:

— Первый год работы депутата — всегда самый сложный: надо разобраться, понять, где вход, где выход, нужно «въехать» в тему. Можно вносить очень много законопроектов — вписывай себя в список и всё. Но при мне это не было сильно распространено, мы об этом не думали. Но те, кто работает долго, разумеется, делают это более эффективно. Нельзя работу депутата оценивать только по этому показателю: есть ещё работа в регионах, встречи с людьми, решение конкретных вопросов на территории.

Вячеслав ПОЗГАЛЁВ, депутат Государственной Думы в 2011-2016 гг.:

— Практика коллективного законотворчества существовала всегда, законотворчество в одиночку невозможно. Когда собирается группа депутатов, их лоббистские возможности возрастают. Когда я пришёл, эта практика была. В соавторы стараются пригласить знаковые имена, чтобы иметь больший вес для прохождения законопроектов. Кое-кто из депутатов, не скрою, добавлялся в число инициаторов законопроектов для пиара, но от них и толку никакого не было. Но главный мотив для включения в этот список — это получение возможности для дальнейшей работы над законопроектом.

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю» >>>>