Статьи

Торговку частную ты пожалей

Правительство РФ хочет заставить рыночных торговцев использовать кассовые аппараты.

Через пять лет после начала внедрения онлайн-касс государство обратило взор на рынки. Если основная часть торговли была охвачена новыми кассовыми аппаратами почти сразу, рынки и ярмарки выходного дня продолжают оставаться своего рода серой зоной для чиновников. Когда законопроект об использовании онлайнкасс на рынках обсуждали в Госдуме, оказалось, что у Минфина нет вообще никаких данных и никакого прогноза о предмете своего беспокойства. А задача состоит в том, чтобы вывести отрасль из тени и в контексте учёта, и в контексте налогообложения.

Однозначная перспектива

Хотя Госдума приняла законопроект лишь в первом чтении, навряд ли стоит ожидать его отклонения. Всё-таки он продолжает линию государства на вывод экономики из тени, для чего и были придуманы онлайн-кассы, которые напрямую в налоговую передают данные о каждом кассовом чеке. Впрочем, отнюдь не все рыночные торговцы будут обязаны внедрять кассы. От их использования освобождают плательщиков единого сельхозналога (ЕСХН). Кроме того, не будут требовать установки касс тех торговцев, чьи торговые места меньше пятнадцати квадратных метров, а также с тех, кто торгует продукцией своих подсобных хозяйств.

Разработчики уверены, что под ограничение по площади подпадёт не так много торговцев, как кажется. «Очень важное дополнение – 15 метров вместе с площадью для хранения продукции. Поэтому не лукавьте, это касается почти всех производителей, мелких в том числе», – заявил в самом конце обсуждения справедливоросс Олег Нилов.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам с ходу нашёл изъяны в инициативе правительства. «Указанная в законопроекте обязанность управляющих рынком компаний проверять все площади торговых мест на территории Российской Федерации, на наш взгляд, нереальна. Это положение законопроекта требует как минимум уточнения», – заявила зампред комитета Ольга Ануфриева. Кроме того, по её мнению, необходимо уточнить нормы законы, касающиеся освобождения плательщиков ЕСХН от обязанности использовать онлайн-кассы.

Теперь комитет принимает предложения и поправки до 2 февраля, чтобы подготовить законопроект ко второму чтению. «Счётная палата, Государственно-правовое управление, подавляющее большинство субъектов (имеются в виду российские регионы. – Прим. ред.) поддерживает законопроект. Поэтому комитет просит поддержать законопроект в первом чтении и будет дорабатывать ко второму», – подчеркнула госпожа Ануфриева.

Безответные

Казалось бы, проект прост, понятен и особенных возражений у парламентского большинства не вызывает. Но едва парламентская оппозиция начала задавать вопросы по существу, оказалось, что докладчику, заместителю министра финансов Александру Сазанову совершенно нечего ответить по существу. На каждый вопрос он отвечал примерно в одном и том же ключе либо говорил, что не располагает соответствующими данными.

Первым встал вопрос, какого количества россиян коснётся нововведение. Этот вопрос на разные лады задали несколько парламентариев, но ответа так и не добились. «Но мы же с вами понимаем, что фактически речь идёт о самозанятых людях. То есть тех людях, которые торговлей на рынках зарабатывает себе на жизнь. Их доходы невелики – 30, 50, 70, некоторым удаётся зарабатывать до ста тысяч рублей в месяц», – заявил Дмитрий Гусев из «Справедливой России».

«Вы сейчас не отвечаете ни на один вопрос депутатов. У Вас спрашивали: на сколько уменьшится число предпринимателей из-за того, что они потратят деньги на кассовые аппараты, а Вы не отвечаете, – возмутился Евгений Бессонов из КПРФ. – Ещё вопрос: сколько потребуется средств на кассовые аппараты и сколько предпринимателей мы потеряем? Почему приоритеты Вы расставляете неправильно? Вам президент сказал бороться с нищетой. Вы плодите самых нищих, а олигархи, к примеру, Абрамович, покупают самолёты за 350 миллионов долларов, Тиньков спокойно рассчитывается с Минфином США 500 миллионами долларов».

Депутат от «Новых людей» Алексей Дёмин напомнил об идее найти замену онлайн-кассам: «В 2019 году было предложено использовать онлайнприложения точно так же, как сейчас используется “Мой налог” для самозанятых. Правительство обещало рассмотреть вопрос, но подвижек не было». И вновь господин Сазанов дать ответа не смог.

«Никуда от этого не денемся»

Яна Лантратова из «Справедливой России» предложила вернуться к практике поддержки малого бизнеса, которого государство обязывает устанавливать онлайн-кассы. «Но всё-таки большинство арендаторов палаток на рынках – это субъекты малого и среднего предпринимательства, для которых покупка кассового аппарата, фискального накопителя, расходы на обслуживание – это значительные деньги, – отметила она. – Насколько я понимаю, после 2019 года налогового вычета на покупку и расходование уже нет. Вы рассматривали вопрос с учётом важности поддержки малого и среднего предпринимательства, может быть, вернуть налоговый вычет либо субсидировать расходы на покупку и обслуживание контрольно-кассовой техники?» Господин Сазанов назвал постановку вопроса справедливой, но отметил, что чиновники готовы рассмотреть это предложение, главное, чтобы оно вообще поступило.

Внефракционный депутат Оксана Дмитриева обратила внимание на серьёзную нестыковку в проекте закона. «В основном торговля на розничных рынках и на ярмарках выходного дня осуществляется не производителями сельхозпродукции, не теми, кто является плательщиком единого сельхозналога, – подчеркнула она. – Фермер не может одновременно торговать и производить. Их обслуживают мелкие розничные и оптовые торговцы, которые сами не являются плательщиками единого сельхозналога. Если они исчезнут, те многие производители окажутся в сложной ситуации, для них сбыт всегда был проблемой». Это было едва ли не единственное заявление, на которое Александр Сазанов дал обещание «взять не карандаш» тему и проработать ко второму чтению.

Отдуваться за чиновника Минфина пришлось депутатам-единороссам. Вице-спикер Госдумы Александр Жуков, который в этот момент вёл заседание, отметил, что бесполезно избегать новой реальности: «В 1997 году ни налоговые инспекторы, ни силовики не могли зайти на такие рынки, как Черкизовский, поэтому вообще ничего не собирали, ни копейки. Мы всё-таки в цивилизованной стране живём и никуда от этого не денемся: всё равно все расчёты будут идти через кассовую технику».

Его коллега по фракции Галина Данчикова отметила, что не стоит бояться трудностей, поскольку многие инфраструктурные вопросы за время реформы решены: «Мы с вам реформу в сфере внедрения контрольно-кассовой техники начали ещё в 2016 году, закон мы принимали в 2003 году, и эта система сегодня работает. Во-первых, речь идёт об определённых критериях и определённой торговой площади, не нужно утрировать и говорить, что мы будем облагать картошку и морковку. Внедрение ККТ даёт свои результаты, и вопрос с точки зрения снабжения, приобретения, обслуживания ККТ уже донастроен».

Впервые материал был опубликован в газете «Премьер» >>