Статьи

Лебединая песня

Банкротство «Вологодского центра птицеводства» подошло к завершению, а его основные активы оказались проданы трём разным предпринимателям.

8 февраля собрание кредиторов бывшей головной компании холдинга ООО «Вологодский центр птицеводства» (ВЦП) предложило завершить процедуру конкурсного производства и ликвидировать юрлицо.

«Завершена работа по реализации имущества должника, процедура является необеспеченной, в конкурсной массе отсутствуют денежные средства, предлагаем завершить процедуру конкурсного производства ООО «Вологодский центр птицеводства» и обратиться в суд с соответствующим ходатайством», — говорится в протоколе собрания.

ДОЛГО И МУЧИТЕЛЬНО

Холдинг «Вологодский центр птицеводства» был создан в 2004 году. Считается, что его появление простимулировали областные власти, искавшие пути выхода из сложной ситуации на целом ряде птицефабрик. Компанию возглавил бизнесмен Вячеслав Пашин, к тому моменту зарекомендовавший себя на ниве оптовой торговли продовольствием. Первоначально в состав ВЦП вошли три фабрики — «Ермаково», «Вологодская» и «Малечкино». В результате крушения агрохолдинга «ОГО» в ВЦП перешли ещё две — «Великоустюгская» и «Шекснинская».

Порой кажется, что банкротство ВЦП тянется вечно, хотя на деле история вопроса занимает «всего лишь» пять лет — бывает, что иные предприятия банкротятся намного дольше. После того как Россия в 2012 году вступила во Всемирную торговую организацию, резко упали оптовые цены на куриное мясо. В 2013 году Вячеслав Пашин жаловался «Премьеру» на дешёвую зарубежную курятину, с которой невозможно конкурировать. Как бы то ни было, именно в этот период ВЦП резко вошел в штопор, и уже в 2014 году начались банкротства на всех птицефабриках. Холдинг не смог заплатить несколько миллиардов рублей долгов, значительная часть из которых были обеспечены областными госгарантиями.

Вплоть до последнего времени конкурсный управляющий Владимир Варганов предпринимал попытки продать остатки активов. В частности, в декабре неудачу потерпели торги, на которых единым лотом была выставлена дебиторская задолженность нескольких десятков юрлиц и предпринимателей, оценённая на сумму 747 миллионов рублей. Из них на ЗАО «Малечкино» приходится 247 миллионов, на  ОАО «Птицефабрика «Ермаково» — 223 миллиона, ООО «Птицефабрика «Парфёново» — 111 миллионов.

Имущественный комплекс собственно ООО «ВЦП» не включал в себя недвижимость, а только различную технику и офисное оборудование. Офисную мебель и принадлежности в 2015 году выкупило ООО «Вологодский агрохолдинг». Последнее, что удалось продать из собственности ВЦП, это четыре автомобиля на общую сумму 885 тысяч рублей, доставшиеся четырём разным физическим лицам.

Порой кажется, что банкротство ВЦП тянется вечно, хотя на деле история вопроса занимает «всего лишь» пять лет.

ПИТЕРСКО-ЯРОСЛАВСКИЕ

Одна из главных отраслевых новостей февраля — продажа активов птицефабрики «Великоустюгская». Производственные мощности, недвижимость и оборудование достались  за 35 миллионов рублей компании из Петербурга. Покупателем основной части активов стало ООО «ТД «Макс» из Петербурга, собственник которого также владеет птицефабрикой «Север» под Ярославлем. Кроме того, на продажу были выставлены автомобили и прицепы, которые в разных долях выкупили прежний арендатор птицефабрики ООО «Великоустюгская птица», а также ООО «Птицефабрика «Великоустюгская» и физические лица из Бежецка и Ульянова.

По информации «Премьера», ООО «ТД «Макс» отнюдь не новый игрок на вологодском птицеводческом рынке. Ещё в начале 2016 года эта компания претендовала на право работы на птицефабрике «Шекснинская» и на последующий её выкуп наравне с производственными предприятиями Федеральной службы исполнения наказаний. Однако все они проиграли локальное сражение холдингу Юрия Дудко, известному по наименованиям «Вологодская птица», «Вологодский агрохолдинг» и «Вологодское птицеводство». Некоторое время среди совладельцев этого холдинга значилась Марина Сечина, бывшая супруга главы «Роснефти» Игоря Сечина.

ЗАО «Птицефабрика «Велико­устюгская» банкротится с 2015 года. В 2016 году предприятие было признано банкротом, с 2017 года начались попытки его продажи с отметки 102 миллиона рублей. Нынешние торги были объявлены в ноябре прошлого года, для их проведения была выбрана процедура публичного предложения. Крайнюю дату приёма предложений не объявляли, но эксперты рынка были уверены, что птицефабрика уйдёт с молотка до конца декабря. Тем не менее итоги торгов были объявлены только в феврале.

Из птицефабрик, относительно недавно находившихся под крылом ВЦП, не проданы пока только две — это «Ермаково» и «Малечкино». Формально не продавали и «Парфёново», но фактически она находилась на площадях, арендованых у ЗАО «Малечкино» и собственных активов почти не имела. Активы птицефабрик фактически вошли в состав трёх разных холдингов.

БОКОВАЯ ВЕТВЬ

Среди бывших предприятий ВЦП одно стоит особняком. ООО «Шекснинский бройлер» было создано в 2014 году для ведения хозяйственной деятельности на базе имущественного комплекса «Шекснинской», которая за несколько недель до этого стала банкротом. Фактически имущества за «Шекснинским бройлером» («ШБ») не числилось, за исключением куриного поголовья и кое-какой техники. В ноябре 2015 года предприятие попало под контроль команды Юрия Дудко.

Во время конкурсного производства выяснилось, что «ШБ» переводил другим компаниям деньги, часть которых арбитражный управляющий пытается вернуть обратно. «Премьер» уже писал о 64 миллионах рублей, которые получило ООО «Паритет» за декабрь 2015 — февраль 2017-го. 23 июля 2018 года Арбитражный суд Вологодской области взыскал с ООО «Паритет» эти деньги, признав сделку недействительной.

Сейчас суд рассматривает ещё одно ходатайство. С 1 декабря 2015 года по 28 ноября 2016 года «ШБ» перевёл 169 миллионов рублей ООО «Деметра». Рассмотрение этого вопроса постоянно откладывается. Формально и «Паритет», и «Деметра» получали платежи за корма для птицы. Любопытно, но на обе фирмы 5 марта 2018 года поданы иски о банкротстве. ООО «Паритет» признано банкротом, а в ООО «Деметра» введена процедура наблюдения.

Владимир Пешков. Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю»