Статьи

Одна за всех.

Чуть больше года назад Вологодская городская дума приняла поправки в правила благоустройства областной столицы. Изменения заключались в установлении 15-метровой зоны от каждого жилого дома города, которую отныне должен содержать в порядке не муниципалитет, а соответствующие собственники.

Сложившейся ситуацией недовольны многие управляющие компании, ТСЖ и жилищные кооперативы. Бьётся за всех директор одной из управляющих компаний Светлана Косолапова.

КОНФЛИКТ В ЗАКОНЕ

На сессии 28 июня 2018 года проект представлял бывший тогда заместителем мэра Вологды Антон Мусихин. «Возвращаем, по большому счёту, то, что у нас ранее было в Правилах благо­устройства — обязанность собственников содержать прилегающую территорию», — сказал он в тот день. Из 25 присутствовавших парламентариев 24 поддержали проект решения. Норма де-факто не касается внутри­квартальных территорий и применима к тем домам, у которых есть сформированные земельные участки.

«Фактически нам вменили убирать газоны, бульвары, остановочные комплексы, которые находятся в границах этих 15 метров, — рассказывает Светлана Косолапова. — Это и покос травы, и уборка мусора, и уборка снега, и подсыпка антигололёдными смесями, и даже спил деревьев. В тариф, как правило, лишних трат не заложено, повысить его мы не можем. Но дополнительные деньги где-то нужно взять, по расчётам, это от 2 до 5 рублей дополнительно к тарифу за содержание жилья. Почему люди должны это платить?»

О том же говорит председатель ассоциации ТСЖ Вологды Николай Иванов: «Фактически на жителей возложили обязанности по благоустройству города — на наш взгляд, необоснованно».

У этой истории есть другая сторона. В первом полугодии 2018 года происходили изменения в федеральном законодательстве, из-за чего в течение некоторого времени у муниципалитетов не было обязательства проводить публичные слушания по изменениям в Правила благоустройства. 27 декабря 2017 года такая норма была исключена из Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Аналогичную норму ввели в Градостроительный кодекс, но она начала действовать только с 1 июля 2018 года.

К примеру, в Череповце вопрос об определении размера территории сверх придомовой, которую собственники также должны содержать в порядке, принципиально решили уже в нынешнем году. В итоге зону для уборки в городе металлургов ограничили 5 метрами, причём эта норма не коснулась жилых домов. Кроме того, в Череповце в перечень необходимых работ не включена санитарная рубка деревьев, но введено обязательство содержать элементы озеленения, в частности, речь идёт о клумбах. «Под всеми МКД сформированы участки, но мы понимаем, что собственники и так взяли на себя бремя обслуживания своей территории», — говорит начальник управления административных отношений мэрии Череповца Ольга Ларионова.

Собственники жилья должны убирать газоны, бульвары, остановки, находящиеся в границах 15 метров от земельного участка, на котором стоит дом.

ПУТЬ НАВЕРХ

13 ноября 2018 года представитель администрации Вологды зафиксировал протоколом нарушение, допущенное управляющей компанией «Жилищно-коммунальный центр», которой руководит Светлана Косолапова. Суть его состояла в том, что не была вовремя скошена трава в установленной Правилами благоустройства 15-метровой зоне со стороны фасада. В результате УК вышла в областной суд, пытаясь обжаловать не сам по себе протокол, а решение городской думы в целом.

Представитель Вологодской городской думы возражал против удовлетворения исковых требований. Он указал, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции гордумы и в соответствии с действующим законодательством. Вологодский областной суд доводы городского парламента признал и 22 февраля отказал в удовлетворении требований Светланы Косолаповой. Вологжанка подала апелляцию в Верховный суд, который 5 июля ей тоже отказал. «Дело в том, что Градостроительный кодекс — это федеральный закон, а его нормы Верховный суд оспорить не может», — говорит Светлана Косолапова.

Другой вывод, который Светлана Анатольевна вынесла из общения с юристами Верховного суда, состоит в том, что норма Градостроительного кодекса не доработана. В результате возник­ла законодательная коллизия, при которой Градостроительный кодекс вступает в конфликт с нормами Жилищного кодекса. «Речь идёт об эксплуатации имущества, что является отношениями между субъектами жилищно-коммунального хозяйства, эти отношения регулируются нормами жилищного права, то есть Жилищным кодексом, а не Градостроительным кодексом», — подчёркивает юрист Артём Сухих.

При этом другие юристы считают, что превалируют нормы Градостроительного кодекса.

ОСТРЫЕ УГЛЫ

Проблема санитарных рубок в городах, возможно, самая сложная. Светлана Косолапова убеждена, что администрации муниципалитета гораздо проще организовать эти работы, чем управляющей организации. Дело в том, что для любой рубки нужно получить слишком много согласований, не говоря о довольно жёстких условиях работы технических специалистов. При этом если дерево не срубить вовремя, оно может упасть и повредить имущество, а то и вовсе лишить жизни человека.

Уже во время действия изменённых Правил благоустройства Вологды подобное ЧП произошло на улице Воровского. 

13 августа 2018 года берёза упала на Nissan Qashqai, который ехал по проезжей части. Вологодский городской суд решил, что в падении дерева виноват жилищный кооператив «Строитель», присудив выплатить пострадавшему штраф в размере 130 тысяч руб­лей. Для жителей дома, многие из которых пенсионеры, собрать такие деньги непросто.

«Дело было вечером. Дерево стояло на муниципальной земле, за пределами нашего участка, но оно попадало в эти самые 15 метров. Мы про это ничего не знали, да и вообще, мы не можем отвечать за деревья, которые не относятся к нашей территории, мы их не сажали. Деньги нужно как-то выплачивать потерпевшему, но я не представляю, как это сделать. Наверное, будем обращаться за помощью, возможно, даже к президенту», — рассказывает председатель ЖК «Строитель» Елена Яковлева. Насколько известно «Премьеру», этот случай для Вологды не единичен.

Светлана Косолапова настроена по-боевому и намерена не останавливаться на иске в Верховный суд. «Будем обжаловать дальше — сначала в Президиуме Верховного суда, если не получится, то дойдём и до Конституционного суда, — подчёркивает она. — Хотя мы бьёмся в одиночестве, я понимаю, что за моей спиной все собственники жилья, в том числе и УК, и ТСЖ. А если мы выйдем в Конституционный суд, то получится, что будем представлять интересы всей страны».

Владимир Пешков. Впервые материал был опубликован в газете «Премьер — новости за неделю»